Развитие велоинфраструктуры Москвы. Часть 3. Велопарковки

Хронология развития велосипедной инфраструктуры Москвы в период 2010-2018 гг.

Часть 3. Велосипедные парковки

Данная статья является третьей и заключительной в нашей работе по анализу развития велосипедной инфраструктуры города Москвы. С предыдущими статьями можно ознакомиться по ссылочкам — велодорожки и общественный велопрокат
Сразу оговорим, что в данной статье мы рассматриваем вопрос размещения и содержания общественных велосипедных парковок, устанавливаемых за счет средств бюджета города Москвы. Многообразие металлических недоразумений, размещенных у различных коммерческих организаций, мы в данном случае не затрагиваем.



Показатель «количество велопарковочных мест у транспортно-пересадочных узлов» включен в городскую программу «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 №408-ПП (в настоящее время было 11 редакций).
Ответственный исполнитель по данной программе и показателю — Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Рекомендации по размещению велопарковок
2.Типы велопарковок
3.Фактическая ситуация с размещением велопарковок в Москве
4.Содержание велопарковок
5.Дизайн новой общественной велопарковки
6. Источники


1.Рекомендации по размещению велопарковок
Согласно Методическим рекомендациям Министерства транспорта РФ по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения, Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в РФ (изданных 24.07.2018 года)в части организации велосипедных парковок, следующие:
4.1. Велопарковки устраиваются возле учебных заведений, кинотеатров, магазинов площадью более 100 м2, торговых центров, обзорных площадок, музеев, пересадочных узлов, иных объектов.
4.2. Габаритные размеры велопарковки на 1 велосипед принимаются в размере не менее 1,2 м2 при длине парковочного места не менее 2 м.
4.3. При устройстве многорядной велопарковки должен быть обеспечен проезд (проход) между рядами шириной не менее 1,5 м.
4.4. Велопарковка может быть организована с диагональным расположением велосипедов, когда велосипеды припаркованы под углом 45°, рули не так сильно мешают велопарковке. Расстояние между велосипедами можно уменьшить до 50 см (или до 40 см в стесненных условиях) см, а глубину велопарковки – до 1,4 м. При такой велопарковке пройти к ней можно только в одном направлении (рисунки 2.1 и 2.2).
4.5. Рекомендуемая площадь, приходящаяся на один велосипед на велопарковке — 1,7 м2, включая парковочную площадь (1,2 м2) и проход (0,5 м2 на каждый велосипед). Парковочная площадь может варьироваться от 1,2 м2 для компактных решений до 3м2 там, где используются комфортные стойки с шириной ячеек 80 см.





4.7. Рекомендуемые значения количества парковочных мест для велосипедов указаны в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Типы объектов Число парковочных мест для велосипедов Основной торговый центр 4…6 на 100 м2 площади Районный торговый центр (универмаг) 5…7 на 100 м2 площади Местный торговый центр 6…8 на 100 м2 площади Офисные учреждения 2…4 на 100 м2 площади Начальная школа до 30 на 100 школьников Средняя школа до 50 на 100 школьников Высшего образования до 60 на 100 студентов Закрытый спортивный центр до 35 на 100 посетителей



4.8. Уличные велопарковки для кратковременного хранения рекомендуется размещать на расстоянии не более 30 м от входа в учреждения, в хорошо освещенных местах с высокой интенсивностью пешеходного движения, в зоне обзора существующих камер видеонаблюдения. Велопарковки не должны препятствовать движению пешеходов и проезду спецтехники. В конструкции велопарковок рекомендуется использовать антивандальные материалы.
4.9. К велопарковкам долговременного хранения относятся индивидуальные ячейки, предназначенные для размещения одного или нескольких велосипедов (рисунок 2.3). Индивидуальные ячейки рекомендуются к устройству вблизи входов в станции метрополитена и других транспортно-пересадочных узлов (далее – ТПУ).

Рисунок 2.3. Размеры секций (в метрах) велопарковок долговременного (постоянного) хранения



4.10. При проектировании нового жилого дома рекомендуется предусматривать наличие мест постоянного хранения в количестве не менее 0,8 места на каждое домохозяйство (квартиру). В существующих жилых зданиях количество мест определяется текущим спросом. Рекомендуется размещение велосипедов на место постоянного хранения в подвальных помещениях, специально отведенных помещениях в подъездах домов, велосипедных гаражах.
4.11. Места постоянного хранения рекомендуется устраивать в одном уровне с проезжей частью или тротуаром. Если доступ к ним в одном уровне невозможен, то их обустраивают рампами, пандусами или лифтами. Помещения для хранения велосипедов должны быть защищены от неблагоприятных погодных условий, иметь освещение, закрываться и быть доступными только для их пользователей.
4.12. В составе транспортно-пересадочного узла необходимо предусматривать устройства, обеспечивающие развитие ВТС. С учетом повышенной плотности пешеходных потоков на территории транспортно-пересадочного узла, размещение велопарковок и путей, ведущих к ним, должно осуществляться вне основных направлений движения пешеходов, но на удалении не более 50 м от выходов из станции метрополитена или иного внеуличного транспорта.
2. Типы велопарковок.
В настоящее время городом устанавливаются велопарковки 4-х типов.
Велопарковка типа 0 – металлоконструкция для парковки не менее 10 велосипедов с возможностью её крепления к асфальтобетонному покрытию.




Велопарковка типа 2 – стойка для парковки не менее 2-х велосипедов с возможностью её крепления к асфальтобетонному покрытию с заглублением.



Велопарковка типа 3 – конструкция из стойки (секции) и основания (малого) для парковки не менее 2-х велосипедов с возможностью её крепления к асфальтобетонному покрытию.



Велопарковка типа 4 – конструкция из четырех стоек (секций) на едином основании (большом) для парковки не менее 8 велосипедов с возможностью её крепления к асфальтобетонному покрытию.



3. Фактическая ситуация с размещением велопарковок в Москве

Выше мы рассмотрели теоретические аспекты, далее переходим к фактическим показателям.

В соответствии с государственной программой в Москве, начиная с 2012 года ударными темпами должно происходить размещение велосипедных парковок. В первую очередь у ТПУ — транспортно-пересадочных узлов (станции метро и железнодорожные платформы, вокзалы). Основная идея такого размещения — чтобы люди приезжали на велосипедах, пересаживались на общественный транспорт и отправлялись по делам/на работу/учебу, а вечером также возвращались, забирали свой велосипед и катили к себе домой. Вопрос охраны оставленных велосипедов — не предмет данного концепта и госпрограммы.
В первые годы в самом деле очень ударно стали везде монтировать велопарковки различных типов. Где нужно и не нужно. Однако, переломным стал 2017 год, начиная с которого количество велопарковок не то, чтобы не увеличилось, а наоборот очень круто сократилось.



Вместо 2650 велопарковок на 20 026 парковочных мест установили всего 1 607 парковок, что на 1043 меньше плана. А если быть совсем точным, то не установили, а демонтировали 1 189 ранее установленных парковок, сократив количество парковочных мест до 12 678. И тенденция по сокращению велопарковок сохранилась и в 2018 году.

Ликсутов М.С. в своем докладе Мэру Москвы пояснил, что такая ситуация по невыполнению плана и сокращению парковочных мест произошла «в связи с проведенными в 2017 году работами по благоустройству территорий в рамках программы «Моя улица» и оптимизацией мест размещения велопарковок с учетом мест концентрации велосипедистов».

4. Содержание велопарковок
Следующим немаловажным фактором является содержание уже установленных велопарковок.
ГКУ ЦОДД в соответствии с поручением Департамента транспорта проведены торги на выполнение работ по содержанию велосипедных парковок, установленных на улично-дорожной сети города Москвы.
Сумма контракта — 8 437 741 (восемь миллионов четыреста тридцать семь тысяч семьсот сорок один) рубль 78 копеек.
Победитель торгов — компания ООО «САНДИМАКС ЮГ»

Период выполнения работ — 2017-2018 гг.
Согласно технического задания контракта в обязанности данной компании входят работы по:
— Покраске велопарковок эмалью на местах установки велопарковок.
— Переустановка велопарковок (по заявкам Заказчика).
— Транспортировка с места хранения Заказчика и установка по требованию Заказчика в течение 1 дня 20 велопарковок типа для проведения массовых мероприятий.
— Восстановление крепления велопарковок (по заявкам Заказчика).
— Демонтаж велопарковок (по заявкам Заказчика).
— Замена поврежденных секций велопарковок типа 3, 4 (по заявкам Заказчика).
— Помывка и очистка велопарковок от загрязнений, рекламных объявлений и прочего.



Вместе с тем, нашим Велоклубом был проведен выборочный мониторинг состояния велопарковок и выяснилось, что практически все велопарковки типа 0 находятся в ужасном состоянии — ржавчина, некачественный монтаж к асфальтовому покрытию, погнутые секции. Реже такие же замечания выявлялись и у велопарковок других типов.

По факту неудовлетворительного содержания велопарковок нами было направлено 37 обращений в ГКУ ЦОДД для принятия соответствующих мер. Практически по всем обращениям были нарушены сроки подготовки ответа и принятия мер. Но в настоящее время в целом все жалобы рассмотрены и парковки приведены в надлежащее состояние.
Подробнее с самими обращениями и ответами на них можно ознакомиться в этой теме и в группе ВК

Вместе с тем, стоит отметить, что ГКУ ЦОДД самостоятельно не осуществляется работы по мониторингу состояния велопарковок.

5. Дизайн новой общественной велопарковки.
Во многом длительность написания данной статьи связана именно с этим конкурсом.
26 апреля 2018 года Мэром Москвы в «Лужниках» был открыт новый сезон велопроката и объявлен конкурс на дизайн новой парковки для личных велосипедов.
Информация размещена на информационных ресурсах Правительства Москвы и растиражирована другими СМИ.
Срок завершения конкурса и объявления результатов – 26.05.2018.
Затем конкурс был продлен до 04.06.2018. Победителей должны были объявить 10.06.2018.
По факту многократных нарушений сроков проведения конкурса нами было направлено 2 обращения в Департамент транспорта и 1 на имя Мэра Москвы. Все время, что нам готовились ответы (суммарно порядка 2-х месяцев) — итоги конкурса так и не подводились.
Победителя объявили только 16 сентября! Спустя 4 месяца!
Им стала Маргарита Леонова.



Сам проект парковки к сожалению нигде не опубликовали. Кто был в составе жюри и по каким критериям выбирали — тоже не понятно.
По большому счету простецкий ничего не значащий конкурс и вопрос, но который массово растиражировали в СМИ и который бездарно слили целым Департаментом транспорта. Ничем другим 2018 год и не запомнился.


6. Источники
Сайт Мэра Москвы
Портал открытых данных Правительства Москвы: Велопарковки
Москва-24
Портал государственных закупок
Институт Генплана Москвы
Министерство транспорта РФ
Московский транспорт

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.