Развитие велоинфраструктуры Москвы. Часть 1. Велодорожки.



Хронология развития велосипедной инфраструктуры Москвы в период 2010-2017 гг.
Часть 1. Велосипедные дорожки и полосы


Начиная с 2012 года в Москве все основные задачи, связанные с развитием столицы, реализуются в рамках государственных программ.
Интересующая нас велосипедная инфраструктура и мероприятия, связанные с её созданием и развитием, формируется в рамках 2-х программ:
— «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 07.10.2011 №476-ПП (с 2017 года называется «Развитие городской среды», в настоящее время было 8 редакций)
— «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 №408-ПП (в настоящее время было 10 редакций).
Косвенно необходимость развития велоинфраструктуры упоминается в программе «Спорт Москвы» на 2012-2016 годы, но только в части спортивных сооружений и без каких-либо конкретных показателей.
Органы исполнительной власти, курирующие выполнение программ и достижение поставленных натуральных показателей:
До 2014 года – префектуры административных округов города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
С 2014 года
— Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы;
— Департамент капитального ремонта города Москвы;
— Департамент культуры города Москвы
В соответствии с данными государственными программами задача комплексного благоустройства улиц – создание улиц как общественного пространства, преодоление дисбаланса между пешеходным, велосипедным и автомобильным движением с созданием комфортных условий для передвижения.

Основными показателями подпрограмм являются:
— обустройство велосипедных дорожек;
— годовой объем поездок на велосипедах общественного проката;
— количество велопарковочных мест у транспортно-пересадочных узлов.


В данной статье рассмотрим вопрос обустройства велосипедных дорожек и полос.
Департамент культуры города Москвы курирует обустройство велосипедных дорожек в парках и скверах, Департаменты транспорта и капитального ремонта – вдоль улично-дорожной сети.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Стандарт обустройства велодорожек
2. Обустройство велодорожек в Москве.
3. Отраслевая схема размещения велодорожек в городе Москве (Москомархитектура).
4. Целевая схема велосипедной доступности (Департамент транспорта)
5. Приостановка программы по развитию велосипедной инфраструктуры.
6. Дальнейшее обустройство велодорожек в Москве.
7. Источники:

Стандарт обустройства велодорожек
Основы обустройства велосипедных дорожек были заложены в законодательстве ещё в начале 90-х.
Строительные нормы и правила обустройства велосипедных дорожек уже были заложены в СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78).
Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек с второстепенными проездами, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям и с основными проездами следует предусматривать в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м.
6.17. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
6.21. На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:
до проезжей части, опор, деревьев ...........................................................0,75;
до тротуаров… 0,5;
до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта… 1,5.

Примечание. Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.

В постановлении Правительства Москвы от 23.06.1998 №498-ПП закрепляются вышеназванные нормы и правила обустройства велосипедных дорожек при проектировании планировки и застройки Москвы.
В 2007 году утвержден новый стандарт обустройства велодорожек (ГОСТ Р 52766-2007 п.4.5.3.5 раздела «Средства организации движения пешеходов и велосипедистов»), согласно которому:
ширина двухполосных велодорожек со встречным движением………………2 м;
ширина велодорожек на проезжей части с односторонним движением……0,9 м;
ширина велопешеходных дорожек с разделением пешеходного и велосипедного движения – не менее 3,25 м (из них велодорожка шириной не менее 0,9 м)

Согласно утвержденной постановлением Правительства Москвы №862-ПП от 23.09.2008 Концепции комплексной программы развития транспортной системы города Москвы подготовлен комплекс взаимоувязанных мероприятий по организации приоритетного движения общественного транспорта, реконструкции пересадочных узлов, по развитию пешеходных и велосипедных коммуникаций и пространств (тротуары, переходы, зоны, площади и т.п.).
[к содержанию]

Обустройство велодорожек в Москве.
На момент, когда в Москве начали всерьез (структурно) заниматься вопросом развития велоинфраструктуры уже существовало 47 км. велосипедных дорожек. Располагались они в парковых зонах.
В 2008 году в Центральном округе столицы в Лужниках после нескольких лет споров о том, нужны ли Москве специальные велосипедные дорожки или нет, появилась 2,5-километровая велодорожка. После этого начинают обустраивать велодорожки в ряде парков Москвы — в природном заказнике «Воробьевы горы», в Кузьминском лесопарке, в «Тропарево» и «Кусково», в «Измайлово», в ландшафтном заповеднике «Теплый стан», в Тушинском парке, в «Покровском-Стрешнево», в Химкинском лесопарке, а также в «Царицыно» и Бирюлевском парке. Протяженность велодорожек в среднем составляла 3-5 км.
В 2010 году в столице Дании Президент Российской Федерации Д.А. Медведев высказался за более широкое распространение велосипедного транспорта в России на основе зарубежного опыта.
После этого в Комитете Государственной Думы по транспорту рассматривалась возможность подготовки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона об организации велосипедного движения.
Целью законопроекта являлось правовое урегулирование общественных отношений в сфере велотранспортного движения, выделение в составе общей проезжей части велосипедных дорожек и специальных велосипедных парковочных зон, пропаганда здорового образа жизни граждан.
С целью сбора аналитического материала и подготовки предложений была создана Рабочая группа с участием представителей велообщественности. Координатором от велосообществ был определен Велотранспортный союз.
В декабре 2010 года под руководством советника Комитета транспорта Ивлева Д.Б. состоялось первое заседание Рабочей группы по созданию проекта ФЗ о велодвижении в России, в работе которой приняли участие представители Велотранспортного союза, нашего Велоклуба «32 спицы», проектов «Русвелос» и «Let's bike it!», представитель Российской Федерации Велоспорта, представители университетов, в частности РГУФК (заведующий кафедры теории и методики велосипедного спорта).
Ожидалось, что проект законопроекта будет вынесен на рассмотрение Государственной Думы к середине 2011 года и все предпосылки к этому были. С подготовленным проектом можно ознакомиться здесь.
Однако проект был вынесен на рассмотрение только в феврале 2015 года. 17 июня 2015 года депутаты рассмотрели законопроект №731439-6. Из 450 депутатов на рассмотрении присутствовало и голосовало только 64 (59 – «за» и 5 – «воздержалось»). При условии, что кворум для принятия законопроекта (в первом чтении) должен составить 226 депутатов – естественно законопроект был отклонён.
Результаты рассмотрения опубликованы на официальном сайте Государственной Думы.
В 2011 году в Москве был реализован пилотный проект по обустройству велодорожки, проходящей по проспекту Вернадского и связывающей общежития с учебными корпусами МГУ им. Ломоносова. Протяженность дорожки составила 7,5 километра.
С 2012 года обустройство велосипедных дорожек начинают закладывать в рамках государственных программ.



Стоит указать на полную неразбериху в показателях программ и официальных заявлениях руководителей Департаментов в СМИ и в своих отчётах Мэру Москвы о ходе выполнения и достижения поставленных задач.
Связано это с тем, что везде оперируют разными понятиями – то километрами введённых в эксплуатацию дорожек, то общим километражем созданной велосети, то говорят про велополосы у дорог, то про велодорожки в парках, то всё смешивают в кучу.
И немаловажный фактор, что практически ежегодно подпрограмма «Развитие новых видов транспорта» претерпевала корректировки и изменения, как в части натуральных показателей, так и в части кураторов и соисполнителей программы.
Вместе с тем, при систематизации всей информации из интервью, отчётов и сведений, опубликованных на Портале открытых данных, вышла вот такая таблица.


[к содержанию]

Отраслевая схема размещения велодорожек в городе Москве (Москомархитектура).
В 2012 году Москомархитектурой проведен тендер (госзакупка) на выполнение работ по созданию: «Отраслевой схемы размещения велодорожек в городе Москве». Техническое задание включало в себя сбор исходных данных для разработки проекта отраслевой схемы (анализ обеспеченности нормативно-правовой базой велотранспортной инфраструктуры, характеристика состояния и размещения существующих велодорожек в городе Москве, анализ предпосылок развития сети велодорожек в городе Москве), разработку карты (схемы, плана) размещения велодорожек в городе Москве, разработку первоочередных мероприятий по организации велодорожек, обоснование проектных решений отраслевой схемы.
Попытку выиграть этот тендер предпринял велоактивист Алексей Митяев. Но для участников тендера было установлено существенное ограничение — наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Данное ограничение вызвало массу обсуждений в велосреде, Велотранспортным союзом (и не только им, но ещё и Алексеем Навальным) была направлена жалоба о неправомерности установки такого требования. Вместе с тем, согласно полученных разъяснений, Приказом Роскартографии от 14.12.2000 №181-пр «Об утверждении и введении в действие перечня объектов местности, запрещенных для открытого опубликования» утвержден перечень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования, а также разрешенный к показу на топографической карте масштаб.
Учитывая, что к разрабатываемой Отраслевой схемы выставлялись требования предусматривающие конкретный масштаб карты (схемы) размещения велодорожек в городе Москве, это подпадает под требования вышеуказанного приказа.
В связи с чем, победителем ожидаемо стало ГУП «НИ и ПИ Генплана г. Москвы».
Алексея Митяева к слову пригласили в Департамент транспорта, и в итоге он стал там штатным сотрудником и советником его руководителя. Именно Митяев считается одним из инициаторов создания в Москве велодорожек и куратором данного вопроса в первые годы. В настоящее время он является руководителем городского проекта «Магистраль», разрабатывающий новые автобусные маршруты.

Согласно заключенного контракта Отраслевая схема должна была быть разработана в срок до ноября 2012 года.
На базе ГУП «НИ и ПИ Генплана г. Москвы» была создана Рабочая группа с участием представителей общественности в лице Велотранспортного союза, Велокульта, ООО «ЦНИИП Велотранспорта», Экспертного центра Probok.net, движения Ride@Bike.
В ходе проведенного опроса ГУП «НИ и ПИ Генплана г. Москвы» получены сведения, отраженные в диаграммах ниже.






По результатам ГУП «НИ и ПИ Генплана г. Москвы» разработана Отраслевая схема размещения велодорожек в городе Москве и подготовлено заключение, согласно которому:
— важнейшим условием развития велодвижения в Москве является обеспечение его инфраструктуры нормативно-правовой базой;
— одним из первоочередных мероприятий развития велотранспортной инфраструктуры города является обустройство «успокоенного движения выходного дня» внутри Бульварного кольца (ограничение скорости движения в выходные дни);
— необходимо проведение мероприятий по размещению велостоянок на внутридворовых и внутридомовых территориях;
— выявлена необходимость обустройства в центральной части города сети объектов велошеринга с радиусом пешеходной доступности между объектами около 600 м., примерно 220 объектов.




Результаты, полученные в ходе сбора и анализа исходных данных в сентябре 2012 года, и разработанные схемы были доведены до Департамента транспорта, Департамента природопользования и префектур административных округов.
[к содержанию]

Целевая схема велосипедной доступности (Департамент транспорта)
В 2014 году ответственным органом исполнительной власти за реализацию подпрограммы «Развитие новых видов транспорта» становится Департамент транспорта. Начал Департамент с того, что разработал свою Целевую схему развития велодорожек с блекджеком и … СитиБайком.

Данная схема стоимостью порядка 8 млн.руб. разработана итальянскими специалистами из архитектурного бюро Mobility in chain и их австрийскими коллегами из Rosinak & Partner, которыми было проанализировано 111 улиц столицы общей протяженностью 135,7 км и данные госстатистики об аварийности с участием пешеходов и интенсивность пешеходного движения за 2009-2012 годы. При разработке стратегии учтен аналогичный опыт зарубежных стран.
Планируемая сеть включает 80-километровое «Зеленое кольцо», соединяющее парки и опоясывающее весь город, дорожки вдоль Садового и Бульварного колец, радиальные магистрали и хордовые линии.
В списке так называемой «Целевой схемы велосипедной доступности» — около 300 улиц.
Всего же стратегией учтено превращение в велодорожки около 700 километров дорог.
Достижение намеченных показателей запланировано до 2020 года.

По состоянию на ноябрь 2017 года (по прошествии 4-х лет) по факту мы имеем 223 км велодорожек по 58 адресам, согласно сведениям Портала открытых данных.
Выполнение стратегии составляет 33%.



В этом же году компанией Строй Инвест Проект по заказу Департамента разработан Альбом конструктивных элементов обустройства велотранспортной инфраструктуры.
Цель разработки альбома — создание типовых решений для устройства безопасных и комфортных велосипедных маршрутов в городе, связывающих жилые районы с крупнейшими объектами сферы занятости, торговли и досуга, а также обеспечение безопасного и удобного перемещения по городу на более дальние расстояния для велосипедистов всех возрастных групп.
Данный альбом содержит информацию о классификации велотранспортной инфраструктуры (далее – ВТИ), требования к различным типам ВТИ, комплекс элементов обустройства ВТИ, типовые схемы.
Альбом определяет принципы, руководство и стандарты применения элементов ВТИ и методов ее обустройства в целях поддержки приоритета безопасности дорожного движения и увеличения доли использования велосипедного транспорта в Москве.

Стоит обратить внимание, что в 2014 году наименьшие показатели по протяженности обустройства велосипедных дорожек – всего 21 км. (см. таблицу 2). Хотя руководством Департамента было объявлено о строительстве 113 км. велодорожек. Что так же примечательно, если посмотреть показатели подпрограммы «Развитие новых видов транспорта» в ред. 408-ПП на июль 2015 года – фактическая протяженность обустроенных велодорожек в 2014 году составляет – 0 км., т.е. практически все или даже все велодорожки в этом году обустраивались Департаментом культуры в парковых зонах.

Ну будем считать, что 2014 год Департамент транспорта целиком посвятил переосмыслению и закладыванию новой более эффективной стратегии развития велосипедной инфраструктуры Москвы.

Однако, начиная с 2015 года из программы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» вообще исключен такой показатель как «обустройство велосипедных дорожек». Хотя финансирование исправно на это выделяется.

Во всех ежегодных отчетах Мэру о реализации программы и достижении запланированных показателей начиная с 2014 года докладывается исключительно об организации велопарковочных мест и развитии городской системы велопроката. Про эти доклады и показатели поговорим в других моих статьях.

Обустройством велодорожек и велополос вдоль улично-дорожной сети в рамках программы «Моя улица» занимается Департамент капитального ремонта (ДКР) и Департамент культуры в парках по программе «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы».
За содержание велосипедных дорожек отвечает ГБУ «Автомобильные дороги» и ГПБУ «Мосприрода».

Вместе с тем, в 2015 году Департаментом (скорее всего совместно с ДКР) внедряются новые для Москвы типы инфраструктуры – велополоса на Бульварном кольце, велосипедные светофоры, Комплексно обустроенный на пл. Никитские ворота перекресток для безопасного пересечения дороги велосипедистами с каждой из сторон.

В этом же году Департаментом транспорта и Фондом им. Фридриха Эберта проведена Международная велотранспортная конференция «Развитие города, удобного для велосипедистов». В рамках конференции обсуждался опыт зарубежных подходов к развитию велосипедного транспорта, роль общественных организаций и взаимодействие с администрацией.

Начиная с 15 апреля 2015 года велосипедисты могут двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Можно расценивать как некую альтернативу велополос.

2016 год для Москвы прошел достаточно ровно, без каких-либо явлений и провалов в развитии сети велодорожек, всего было обустроено порядка 30 км.
Состоялся первый Международный велоконгресс в Москве, в рамках которого эксперты из России, Голландии, Дании, Аргентины, Великобритании, США и других стран обсудили меняющиеся приоритеты в развитии городов, возможность быстрых изменений транспортной инфраструктуры, экономические аспекты формирования велокультуры.
[к содержанию]

Приостановка программы по развитию велосипедной инфраструктуры.
Снова интересно становится в 2017 году. В начале года традиционно выходит довольно большое количество статей и интервью на тему сколько десятков и даже сотен километров велодорожек и полос будет построено. (наблюдение – преобладающее количество статей и материалов на тему велодорожек в период с 2012-2016 годов содержит в себе информацию только о планах и очень мало, где указывается фактическое или приблизительное количество реально обустроенных велодорожек).
Затем объявляется, что Правительством Москвы принято решение о приостановке программы по развитию велосипедной инфраструктуры. Одним из предполагаемых поводов для этого стало негодование со стороны автомобильного сообщества.
Позже заместитель руководителя Департамента транспорта Алина Бисембаева в своем интервью village сказала:

«Все в этом вопросе зависит от людей. У нас есть очень активное автомобильное лобби, которое громко возмущается, что их притесняют. И есть большое количество горожан, которые ездят на велосипедах. … взять велопарад: 35–40 тысяч людей собираются в один день, тратят свое время и в любую погоду едут на велосипедах. Это говорит о том, что запрос на велодвижение есть. Но велосипедисты молчаливые, какого-то громкого высказывания у них нет. Мы даже собирали ядро сообщества, говорили, что нужно вести себя активнее, доносить свои идеи до руководства города. Но движения с их стороны я не вижу. Поэтому пока мы только закладываем возможность создания велополос, которые потом с помощью разметки превратятся в велосеть. Сейчас есть автомобильная полоса, которую мы потом можем сузить с 3,70 метра до 3,50 метра, и эти сантиметры позволят сделать велополосу. По опыту того же Берлина мы видим, что такие полноценные велодорожки не очень-то и нужны. Пока пойдем таким путем и будем ждать развития событий. Потому что, к сожалению, я вижу много скепсиса и неуверенности в том, что городу нужно велосипедное сообщение.»

Изучали-изучали европейский опыт и установили, что «полноценные велодорожки не очень-то и нужны». Супер!
А вот упоминание активно продвигаемых Департаментом велопарадов, как раз показывает, что 35-40 тысяч человек (преимущественно вело-пешеходов) хотят 3-4 раза в год прокатиться по полностью перекрытому маршруту в центре города. Это развлечение. И учитывая, что большинство участников кроме как на этих парадах особенно нигде и не ездят/катаются, то им глубоко безразлично развитие велоинфраструктуры города. Зачем её развивать, если велосипед можно доставать только пару раз в год для фотосессии.
«Мы даже собирали ядро сообщества, говорили, что нужно вести себя активнее, доносить свои идеи до руководства города». На протяжении 6 лет развитие велосипедной инфраструктуры является подпрограммой в развитии города. На всех встречах, которые проводят руководители различных ведомств и структур администрации города и страны, присутствуют представители от велосипедного сообщества. Активистами выполняются все поставленные задачи в части продумывания и обкатки предполагаемых маршрутов. Проводятся многочисленные конгрессы, круглые столы и прочее.
Ежегодно заместитель Мэра Москвы руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы М.С. Ликсутов докладывает Мэру города о достигнутых результатах и планах на последующие годы. Материалы для докладов наверняка готовит как раз курирующий заместитель — Алина Бисембаева.
Получается, что велосипедное сообщество свои идеи до руководства города доносит в полном объеме, проблема возникает где-то на последнем этапе. На этапе доклада Мэру. А как я уже писал выше, начиная с 2014 года докладывается исключительно об организации велопарковочных мест и развитии городской системы велопроката.
Самый яркий пример эффективного взаимодействия с администрацией – это многолетний проект Велоклуба «Яуза», благодаря которому вдоль реки Яуза и обустраиваются велосипедные дорожки и осенью этого года была открыта велодорожка Москва-Мытищи ( по Мытищам это заслуга местных велокативистов — Алексея Ченосова и Владимира Фролова).
Также в этом году велосипедным сообществом в лице Велоклубов «32 спицы», «NBR», «Яуза», «Титан», велоклуб МГУ, велоклуб ЗАО, проекты Let's bike it!, «Велосипедизация Москвы», «Веломосква», «Русвелос», «Общественный ВелоКонтроль», «ВеломаршрутыМСК» подготовили и направили открытое письмо Мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой продолжить развивать велосипедную инфраструктуру города, обратить внимание на развитие велокультуры.

Но это эмоции, которые я впервые себе позволил в рамках подготовки данной статьи. Возвращаясь к фактам (см. таблицу 2) мы видим, что даже при заявлении о приостановке работ по обустройству велодорожек, согласно данным в СМИ, в 2017 году их проложено 27,7 км.
Это 5,2 км вдоль Бульварного кольца (продолжение существующих), 3,5 км в усадьбе Михалково, по 2 км по ул. Полярная и в Саду Будущего, а также 15 км велодорожки в Бабушкинском парке, связывающей Москву и Мытищи.
Стоит правда отметить, что заявленные 15 км. в значительной мере (около 5 км) проходят по территории Мытищ, часть дорожки (прокол под МКАД)обустроена за счет привлечение коммерческих средств, остальные километры это разрозненные велодорожки вдоль Яузы. Таким образом, в 2017 году в Москве обустроено порядка 13 км. велодорожек.
Т.е. в общем и целом, согласно данным в СМИ, в этом году обустроено велосипедных дорожек столько же, сколько и всегда (и даже больше чем в 2014 году и чуть меньше чем в другие года), но при этом меньше громких заявлений о перспективах развития велосипедной сети.
Фактически общий километраж обустроенных велодорожек действительно меньше, чем в другие года, но существенно больше заявленного в начале года «0».
До опубликования этой статьи провёл небольшой опрос в социальной сети ВКонтакте, чтобы собрать сведения об информированности участников велосообществ о появлении новых велодорожек в Москве.
Результаты опроса привожу ниже.



По этому опросу видно, как СМИ формирует то или иное мнение.
Большая часть опрошенных посчитала, что в 2017 году не построено вообще велодорожек (28,2%), следующая группа посчитала, что обустроено более 40 км (18,4%), вероятно это связано с тем, что последние годы активно освещается вопрос велоинфраструктуры и действительно создаётся впечатление ежегодного качественного и количественного роста велодорожек. Видимо с этим же связан и выбор 30-40 км. 10,9% опрошенными.
Вариант 0-10 км так же набрал 10,9%. Т.е. есть ощущение, что новые велодорожки появляются, возможно даже по ним прокатились или видели их обустройство, но при этом их массовое появление не наблюдается.
Наиболее близки к правильному ответу были выбравшие варианты ответов 10-20 км (16,1%) и 20-30 км (15,5%). Здесь как раз сказывается тот факт, что реально обустроено около 13 км, но ознакомившись со всеми новостными статьями можно посчитать, что 27,7 км.
Безусловно многие могли выбрать ответ наугад или не сильно задумываясь, но общую картину результаты опроса я думаю показывают достаточно верно.
[к содержанию]

Дальнейшее обустройство велодорожек в Москве.
Напомню, что выполнение разработанной Департаментом транспорта стратегии создания схемы велосипедной доступности до 2020 года составляет 33%.
В настоящее время не прекращается планирование новых велодорожек, только в этот раз за дело берётся снова Москомархитектура и в рамках обустройства набережных. На Москве-реке в рамках проекта реконструкции промзон у набережных планируется создать 26 новых причалов, а также проложить вдоль 210 километров велодорожек. Источник.

Удастся ли в городе за оставшиеся 3 года обустроить для велосипедистов еще 477 км дорог покажет время.
Согласно городской программе «Развитие городской среды» протяженность благоустроенных велосипедных дорожек в парках (садах) культуры и отдыха и скверах к 2019 году должна составить 217,1 км., т.е. увеличиться где-то на 80,3 км.
Планируется расширить сеть велодорожек в парке Коломенское (на 5 км), в Южном-Бутово планируется создание нового ландшафтного парка с обустройством велодорожек
Обустройство велополос не заложено ни в одной программе.
Возможно этот показатель перекроют 300 км выделенных полос для общественного транспорта, по которым разрешили передвигаться велосипедистам.
Глава Департамента транспорта Максим Ликсутов обещает нанести разметку на велополосы весной 2018 года. По его словам по программе «Моя улица» везде, где реконструируется уличная дорожная сеть, геометрия велодорожек закладывается. Конкретные работы по нанесению разметки велополос, велопереездов и установке дорожных знаков и светофоров с велосипедной фазой будут проводиться весной, к началу следующего велосезона.
Напомним, что 2018 год – это год проведения в России Чемпионата Мира по футболу. Соответственно все приоритетные задачи будут направлены на проведение данного мероприятия. Собственно последние годы основные качественные изменения в Москве были также обусловлены именно этим событием.

Данная статья написана с целью собрать воедино информацию о развитии велотранспортной инфраструктуры в Москве за период 2010-2017 годы в разрезе анализа информации по обустройству велосипедных дорожек. С целью создания более полной картины в ближайшее время планирую опубликовать еще 2 статьи с анализом оставшихся показателей городских программ:
— годовой объем поездок на велосипедах общественного проката (СитиБайк);
— количество велопарковочных мест у транспортно-пересадочных узлов (велопарковки).
[к содержанию]

Источники:
Сайт Государственной Думы РФ vote.duma.gov.ru/
Сайт Мэра Москвы www.mos.ru
Портал открытых данных Правительства Москвы:
Велодорожки — data.mos.ru/datasets/897
Велопарковки — data.mos.ru/opendata/7704786030-veloparkovki
Велопрокат — data.mos.ru/datasets/918
Москва-24 www.m24.ru
Портал государственных закупок www.zakupki.gov.ru
Институт Генплана Москвы www.genplanmos.ru
www.the-village.ru
tvrain.ru/
moscow-live.ru/
www.interfax.ru/
rg.ru/
[к содержанию]

3 комментария

avatar


В дополнении к разделу
Дальнейшее обустройство велодорожек в Москве.

7 апреля 2018 года в Москве на территории ВДНХ прошли общественные слушания по вопросу развития велоинфраструктуры столицы, организованные Комиссией по транспорту Общественной палаты г. Москвы
На слушаниях были вынесены вопросы о дальнейшем развитии велополос и велодорожек в Москве, в частности, на улицах, благоустроенных по программе «Моя улица»; о проблемах, с которыми сталкиваются участники дорожного движения при пользовании велосипедом и о путях их решения; а также о том, как сделать Москву – велосипедной.
Среди участников были российские и иностранные эксперты, представители велосипедных, пешеходных и автомобильных сообществ, а также активные жители, использующие велосипед в Москве круглый год.

От нас на них присутствовал новый молодой и активный организатор — Никита liapkintiapkin Бурдин, так же являющийся руководителем Велоклуба «МГУ».

Информативными были выступления Аркадия из проекта Веломосква и представителя Альметьевска, рассказывающие именно про развитие велоинфраструктуры.
Кумов как всегда порассказывал про парады, конгресс и акцию на работе на велосипеде. Что 20% участников акции стали в ней участвовать именно после парадов и что присоединилось много крупных компаний, таких как Газпром, Яндекс, Альфа-банк и т.п.
Представитель «Союза пешеходов» выделил 3 необходимых принципа развития велоинфраструктуры:
1 — ограничить глобальные планы создания велоинфраструктуры, т.к. недостаточно развита и пешеходная
2 — уменьшить ширину велодорожек на тротуарах, как вариант сделать их односторонними
3 — создать безопасные условия — не делать велопешеходных дорожек.
В общем развивать надо, но не на тротуарах.
Далее выступил представитель автолюбителей — «Синие ведерки». Приводил много цифр, что на общественном транспорте перемещается 5-5.5 млн чел., на велах 200 тыс, а на авто 4.5 млн. Что велосипедисты совершают непродолжительные поездки на небольшие расстояния. Что вел — транспорт молодых! И самая главная проблема — перенаселение Москвы!
Далее выступил депутат муниципального собрания Пресненского района, сама пользующаяся велом. Рассказала про «велодорожную диету» — я так понял, что это рациональное использование излишек пространств, в т.ч. для обустройства велополос и дорожек. И про то как опасно на улицах, статистику ДТП.

Более подробно ознакомится можно в статье по ссылочке или посмотреть трансляцию в Телеграмм



Пока каких-то конкретных решений нет.
Проект выглядит следующим образом:

avatar
Т.к. в СМИ и на официальный сайтах Правительства Москвы пока все еще не появилось отчетов по выполнению программы за 2018 год, приведем оф ответ ДТ с актуальными цифрами

avatar
Вот карта действующих велодорожек. Может быть полезна при прокладке маршрутов.
Велодорожки Москвы
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.