Развитие велоинфраструктуры Москвы. Часть 2. Велопрокат

Хронология развития велосипедной инфраструктуры Москвы в период 2010-2017 гг.
Часть 2. Общественный велопрокат




Показатель «годовой объем поездок на велосипедах общественного проката» включен в городскую программу «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» (утверждена постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 №408-ПП (в настоящее время было 10 редакций).
Ответственный исполнитель по данной программе и показателю — Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Как мы помним из предыдущей статьи, одной из рекомендаций ГУП «НИ и ПИ Генплана г. Москвы» по развитию велосипедной инфраструктуры Москвы было обустройство в центральной части города сети объектов велошеринга с радиусом пешеходной доступности между объектами около 600 м., в количестве примерно 220 объектов.
Велошеринг (от англ. sharing – совместное использование какого-либо ресурса) – услуга по предоставлению доступа к системе коллективного пользования парком унифицированных велотранспортных средств и (опционально) сетью специализированных велопарковок.
В России, как правило, используется более «понятный» термин – городской (или общественный) велопрокат. Но между этими двумя терминами существуют отличия и в 2018 году в Москве ожидается появление именно велошеринга. Но это пока что вопрос будущего.
Мы же разберем прошлое и настоящее – истоки становления и развития общественного велопроката в Москве.



СОДЕРЖАНИЕ:
1. Федеральный целевой проект «ВелоРоссия»
2. Первые станции общественного велопроката (Банк Москвы)
3. Модернизация общественного велопроката, 2014-2016 гг. (Сбербанк)
4. Статистика использования городского велопроката
5. Электровелосипеды
6. Общественный велопрокат 2017-2018 гг. (ВТБ). Велошеринг
7. Источники

Федеральный целевой проект «ВелоРоссия».
В 2012 году при поддержке Министерства спорта РФ и Федерации велосипедного спорта России создана Ассоциация организаций в области развития велосипедной инфраструктуры и спорта (АРВИС), занимающаяся реализацией Федерального целевого проекта «ВелоРоссия».
В рамках данного проекта в крупнейших городах России на спонсорской или смешанной (в рамках частно-государственного партнёрства) основе создаются и эксплуатируются объекты велосипедной инфраструктуры.
Проект «ВелоРоссия» предполагает создание сети брендированных терминалов проката велосипедов и велосипедных парковок: в городских парках, в рекреационных зонах.
Партнерами проекта являются банк Москвы, Группа ВТБ,
Банк Русский Стандарт, Внешэкономбанк, Ростелеком, Мегафон, Московская торгово-промышленная палата.
Самым заметным во всех отношениях был один партнер – банк Москвы.



При поддержке данного банка проведена акция по оборудованию в парках, Сокольники, Фили, Горького и Северное Тушино бесплатными пунктами проката велосипедов.
Велосипеды выдавались совершеннолетним гражданам на период до 1,5 часа в день под обеспечение в размере 2 000 рублей и передачи на ответственное хранение паспорта или водительского удостоверения на период пользования.
Общее количество велосипедов на всех пунктах – 200 единиц.
Пункты проката и сами велосипеды были забрендированы в корпоративные цвета и логотипы Банка Москвы. При них так же работали сотрудники банка, которые могли оформить вам соответствующую карту при заполнении анкеты.
Можно считать размещение этих пунктов проката первым пилотным проектом создания общественного велопроката.
Тогда же в 2012 году Банк Москвы регистрирует дочернюю компанию – ЗАО «Ситибайк».

Первые станции общественного велопроката (Банк Москвы).

С 2013 года в городской программе «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» вводится показатель «годовой объем поездок на велосипедах общественного проката».



Департаментом транспорта совместно с Банком Москвы разрабатывается система городского проката и закупаются первые велосипеды.



1 июня 2013 года в Москве в рамках проекта «ВелоРоссия» открылась первая сеть краткосрочной аренды велосипедов Велобайк. На момент открытия введено в эксплуатацию 30 автоматических парковок и 500 велосипедов.
Три тестовых пункта велопроката разместили в районе Цветного бульвара. Каждая станция была оснащена 16 портами для велосипедов.
Стоит отметить, что в первые же дни работы сети прокатов были сломаны 15 велосипедов и 4 украдены (всего за первый год украдено 19 велосипедов). Похищенные велосипеды позже «всплыли» на Avito по цене в 15 тыс. руб.
Для использования велосипеда нужно зарегистрироваться на официальном сайте, внести с платежной карты VISA или MasterCard абонентскую плату за сутки или за месяц, плюс залоговую сумму.
При использовании велосипеда более 30 минут с платежной карты списывается дополнительная сумма, зависящая от времени аренды велосипеда. По окончании срока аренды залог автоматически возвращается на платежную карту. В случае приобретения абонента на весь сезон, залог с платежной карты не удерживается, но при превышении 30 минут аренды велосипеда — с неё списывается плата по тарифу. Если время аренды велосипеда от взятия его с парковки до возврата в замок любой парковки велопарковки этой же фирмы не превышает 30 минут, то дополнительные снятия денег не производятся. Количество 30-минутных поездок в день не ограничено. Таким образом, приобретя абонемент на сезон, и всякий раз «отмечаясь» на любой велостанции в течение каждых 30 минут — можно кататься круглые сутки и больше ничего не платить за аренду.
Размещением и обслуживанием велостанций занималась компания ЗАО «Ситибайк» (проект «Велобайк»).
Велосипеды закупались у чешского производителя — компании Homeport, которая реализует проекты общественных велопрокатов в Праге, в нескольких городах в Англии и Франции.



Закупка была обусловлена тем, что велосипеды, которые производятся в России, требованиям проката не соответствуют.
Прокатный велосипед тяжелый (14 кг), колеса велосипеда предназначены для езды только по асфальту. Колеса также нестандартные — их радиус 72 см — и безвоздушные. У него специально доработан руль, устанавливается система с чипом внутри. На каждом прокатном велосипеде своя система безопасности, которая определяется производителем. На велосипеде установлен штырь, который вставляется в замок на парковке и там блокируется, что не позволяет человеку вынуть велосипед из замка просто так.
Стоимость каждого такого велосипеда составила порядка 30 000 руб. Общие расходы Банка Москвы на закупку велосипедов (1 000 шт.) и организацию станций велопроката (79) составили порядка 100 млн.руб. и судя по всему не окупились.
Впрочем, в банке считают затраты на проект оправданными.
— Мы считаем проект очень удачным для себя как с рекламной точки зрения, так и с позиции социально ответственной организации, — сообщалось в пресс-службе Банка Москвы.
По итогам 2013 года в Москве размещено 79 станций городского велопроката, на которых можно было воспользоваться 550 велосипедами.
В целом про работу велопроката в том году хорошо изложено в обзоре нашего одноклубника.

Параллельно Департаментом прорабатывался проект внесения изменений в Московское законодательство с целью упрощения получения разрешения на размещение пунктов проката.
Без внесения подобных изменений для размещения станций велопроката потребовалось бы заключать с Департаментом городского имущества договор аренды пользования земельным участком (без такого договора объекты считались бы самостроем и демонтировались).
На заседании Правительства Москвы от 23.07.2013 Мэру доложено о необходимости внесения изменений в постановление Правительства Москвы. Предлагалось утвердить максимально простой, без торгов и конкурсов, порядок размещения пункта проката велосипедов.

Из доклада Мэру:
«Сейчас в Москве, как вы знаете, работает только одна централизованная система проката велосипедов, Банка Москвы, но с учётом растущего спроса на прокат мы будем только приветствовать, если развитием велосипедного движения займутся и другие бизнес-структуры».
В соответствии с предлагаемым актом Правительства предусмотрено, что Департаментом транспорта будет утверждена отраслевая схема размещения пунктов велопроката. Соответственно все желающие установить соответствующее оборудование могут обратиться непосредственно в Департамент транспорта за получением разрешения об установке соответствующего оборудования.
Соответствующие изменения в постановление были внесены.

Модернизация общественного велопроката, 2014-2016 гг. (Сбербанк)

Начиная с 2014 года развитие сети городского общественного велопроката осуществляется с привлечением бюджетных средств.
Департаментом транспорта разрабатывается схема размещения станций велопроката и размещаются торги на оказание услуг по обеспечению населения города Москвы общегородским прокатом велотранспорта.
Единственный участник и победитель конкурса — ЗАО «Ситибайк».
Сумма заключенного контракта составила практически 444 млн. руб. Срок исполнения контракта – с 06.08.2014 по 31.10.2016.
Фактически по результатам исполнения контракта поставщику выплачено порядка 271 млн. руб. (100 млн. за предоставление велосипедов и 171 млн. за организацию станций велопроката).
Сумма меньше изначальной в связи с не полным выполнением ЗАО «Ситибайк» условий контракта. Так, в отчетной документации фигурирует количество велосипедов -1647, пунктов велопроката — 189, вместо требуемого количества велосипедов — 4500, пунктов велопроката — 300.
Стоит отметить, что начиная с 2014 года станции велопрокаты и велосипеды начинают закупаться у другого производителя – французской компании Smoove (ООО «Смув» — российская дочка), которая с 2008 года производит элементы систем автоматизированных систем аренды велосипедов: терминалы оплаты на солнечных батареях, стойки для парковки со встроенными замками, адаптированные для аренды велосипеды с электронным блоком управления Smoove Box и программное обеспечение для объединения всех элементов в общую систему.
Системы велопроката на базе разработок Smoove работают в 22 городах 14 стран мира— большая часть из них во Франции (в 2017 году компания заключила контракт на поставку 23 тысяч велосипедов для Парижа).
К проекту в качестве Генерального партнера присоединился Сбербанк.
На заседании комитета Госдумы по транспорту сообщили, что прошлогодние красные велосипеды заменят новыми, а старые полностью изымут из проката и отправят в регионы (в частности отдадут велопрокату Петербурга).



Несмотря на то, что велосипеды теперь стали в фирменных цветах Сбербанка, на них оставили логотипы и Банка Москвы. Вес новых велосипедов составил 24 килограмма. Руль каждого велосипеда оборудовали платёжным терминалом.
Появилась возможность аренды велосипеда по карте «Тройка»



В руль встроен стальной трос для пристёгивания велосипеда.
Зарегистрироваться стало возможно непосредственно на станции велопроката перед поездкой. Однако, терминалы, установленные непосредственно в местах проката, уступают в популярности онлайн-оплате: 27% прокатов были оплачены через терминал, тогда как 73% — через интернет.
Об изменениях в велосипедах и самой системе проката можно почитать в нашей статье по результатам тест-драйва.

Статистика использования городского велопроката.

В 2014 году москвичи чаще всего брали велосипед напрокат в выходные, в интервале между 19 и 20 часами: на это время приходится 6581 прокатов велосипедов. Всего за сезон 2014 года в прокат брали велосипеды 64 тыс. раз.
В будни пик поездок на велосипеде приходился на промежуток с 17 до 18 часов, при этом на каждый час в период между 15 и 21 часов приходится более 3 тысяч прокатов. Всего в будни велосипед напрокат брали более 40,5 тысяч раз.
Наибольшей популярностью пользовались непродолжительные (до 30 мин) бесплатные поездки.


По данным velo.afisha.ru/page3.html

По итогам сезона 2015 года студия анализа и визуализации городских данных Urbica подготовила для Департамента транспорта города Москвы инфографику по системе городского велопроката.
В ней собраны данные по маршрутам, востребованности велосипедов и времени использования во всех районах Москвы. Составлена она по данным системы «Велобайк» с 1 мая по 30 сентября 2015 года.
С полным отчетом по результатам исследования можно ознакомиться здесь.
Я в своей статье отражу только основные моменты.
Наиболее активно велосипедами пользуются в центре. Причём в Центральной части города чаще берут велосипеды в прокат, а возвращают их уже в других районах, преимущественно у парковых зон и набережных. Преимущественно такие прокаты разовые (используются туристами).
В жилых районах чаще берут велосипеды рядом со станциями метро, а возвращают их уже внутри района. Т.е. велосипеды используют как способ преодоления «последней мили» от метро домой или на работу. Прокат имеет характер регулярного использования людьми.
Прогулка выходного дня, довольно часто заканчивается там же, где и началась.
Средняя продолжительность поездки — 33 минуты. 29 минут в будни и 41 минута в выходные.



В итоге Urbica выделяет несколько основных типов перемещения на «Велобайках»:
«Покатушка» (24% от общего числа поездок) — прогулки на велосипеде с вовзратом на ту же станцию. В жилых районах этот вид перемещения популярен не только в выходные, люди катаются рядом с домом и после работы. По сути, этот вид поездок — использование велосипеда как вид отдыха в городе.
«Между станциями метро» (14% из всех поездок) — поездка начатая и завершённая около двух станций метро. Необязательно это поездка — замена метро, это может быть прогулка по городу. Среднее время поездки в будни такое же как и у «Покатушки» — 35 минут, а в выходные — 48 минут. Однако, есть ряд направлений, где велосипед удобнее метрополитена. Например, от станции метро Университет до Профсоюзной проще всего добраться на Велобайке.
«От метро до адреса» (20%) — поездки на Велобайках, которые начались около станции метро, а закончились на велостанциях, которые не расположены у метро. По сути, это тип поездок — преодоление «последней мили», замена автобусу, маршрутке или долгому перемещению пешком. Среднее время в будни — 26 минут, в выходные — 39.

Электровелосипеды.

В конце августа 2016 года в Москве в рамках городского велопроката запустился и пилотный проект электровелопроката.



“Велобайк” использовал для проката свою базовую модель, оснащенную электродвигателем.
Электробайк отличается от обычного велосипеда мотором и куда большим весом — 40 килограммов (на официальном сайте даже предупреждают, что неопытным велосипедистам может быть тяжело на дороге именно из-за массивности электробайка). Он развивает скорость до 15 километров в час, и с максимальным уровнем заряда батареи электробайка хватает на 18 километров езды. Зарядка велосипеда занимает 20 минут, но если к станции подключат сразу несколько электробайков, она может продлиться и полтора часа. Если велосипед разрядится во время движения, его обладателю придётся крутить педали самостоятельно до ближайшего пункта электровелопроката. При этом оставлять электробайк на обычной станции проката запрещено: за это прописан штраф в размере 1 000 рублей.

Подробнее про тест электробайков можно почитать на сайте Веломосква

В тоже время производитель и поставщик станций проката и велосипедов французская компания Smoove представила результат 2-х летней работы по созданию инновационного решения, дающего возможность использования как электро, так и обычного велосипеда в единой системе городского проката. В настоящее время 30% городского велопроката г. Парижа составят электровелосипеды.
У нас внедрение в систему общественного проката электровелосипедов осуществляется пока еще в тестовом режиме.



Общественный велопрокат 2017-2018 гг. (ВТБ). Велошеринг.

В 2017 году Департаментом транспорта размещаются новые торги на оказание услуг по обеспечению населения города Москвы общегородским прокатом велотранспорта в период 2017-2019 годы.
Победителем конкурса вновь становится ЗАО «Ситибайк».
В соответствии с техническим заданием должно быть размещено 380 пунктов проката с 3750 велосипедами (из них 3620 обычных и 130 электровелосипедова), в 2018 году – 430 пунктов проката с 4380 велосипедами (4120 – обычных и 260 электро), в 2019-ом – 480 пунктов проката на 5010 велосипедов (4620 и 390 соответственно).
В 2017 году сеть проката была расширена на север города, увеличилось количество велосипедов, старые станции уплотнили стойками.
В этом году преимущественно решался вопрос обеспечения наличия велосипедов и свободных парковочных слотов тогда, когда это нужно людям.  
Для «Ситибайка» специально разработали систему предсказания и мониторинга загруженности станций, протестированная в сезоне 2017, у диспетчера появилась возможность оперативнее реагировать на критичные ситуации и вовремя предотвращать переполнение или опустошение станций. Систему автоматического распределения заданий планируется полноценно использовать со стартом нового сезона весной 2018 года.
ВТБ Страхование запустило новый страховой продукт «ВелоБайк» для пользователей московского велопроката. Продукт доступен в рамках расширенного доступа «Безопасные сутки».
Программа страхования предусматривает страхование жизни и здоровья пользователя на время поездки (страхование от несчастного случая в результате ДТП), а также страхование велосипеда на случай его хищения или повреждения при ДТП.

Осенью 2017 года начинают появляться статьи о том, что китайская компания «ofo» планирует выйти на московский рынок велопроката.
И вот тут речь идет как раз о Велошеринге, о котором мы упоминали в самом начале статьи.



Главным отличием является отсутствие парковочных станций. Желтые велосипеды можно будет оставлять в любом месте специальных зон завершения аренды.
В распоряжении компании имеются 10 видов велосипедов, в том числе с электроприводом. Они оснащены по всем требованиям безопасности, в том числе геолокацией, включая GPS/ГЛОНАСС. Такая система поможет бороться с кражами байков, а также нужна для сбора статистики о поездках.



Чтобы пользоваться желтыми велосипедами, нужно скачать специальное приложение. С помощью считывателя QR-кода на смартфоне можно начать аренду велосипеда, а чтобы завершить ее, нужно всего лишь нажать на специальный рычажок у заднего колеса. Оплатить поездку можно будет с помощью всевозможных платежных систем.
В тестовом режиме сервис планируется запустить с весны 2018 года.

В январе 2018 года Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Агентство инноваций города Москвы» объявили открытый запрос на поиск новых решений, технологий и инноваций для популяризации сервиса городского велопроката.
До 31 мая идет сбор заявок. Объявление лучших решений состоится 06 июля 2018 года.

Источники:
Сайт Мэра Москвы www.mos.ru
Портал открытых данных Правительства Москвы:
Велодорожки — data.mos.ru/datasets/897
Велопарковки — data.mos.ru/opendata/7704786030-veloparkovki
Велопрокат — data.mos.ru/datasets/918
Москва-24 www.m24.ru
Портал государственных закупок www.zakupki.gov.ru
Институт Генплана Москвы www.genplanmos.ru
ФЦП «ВелоРоссия» — www.bikerussia.ru
ООО «СМУВ» — www.smoove.ru/
urbica.co/
www.ridus.ru/news/44104
www.gazeta.ru/auto/2013/06/17_a_5382157.shtml?updated
iz.ru/news/560448
velo.afisha.ru/page3.html
mosopenchallenge.ru/challenges/81

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.