0.00
2 читателя, 37 топиков

Чорсу (узб. Chorsu — крытый рынок, букв. Четыре угла)— здание, расположенное рядом с Медресе Шердор. Памятник находится на улице Ташкентская

Чорсу было построено в XV веке на пересечении дорог, связывающих Самарканд с Шахрисабзом, Бухарой и Ташкентом. В начале XVIII века здание было перестроено и превращено в место торговли головными уборами [1].

В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом, чтобы восстановить полную высоту здания, был счищен трёхметровый слой грунта. Сейчас в торговом куполе Чорсу располагается галерея изобразительного искусства, где выставляются работы узбекских художников и скульпторов, а также бесценные произведения прошлого.

Обсерватория Улугбека (узб. Ulug‘bek rasadxonasi) — одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построенная Улугбеком на холме Кухак в окрестностях Самарканда в 1424—1428 гг.

Читать дальше →

Мечеть Биби-Ханым (букв. «старшая принцесса») (раннее название — Масжиди джами) (узб. Bibi-Xonim masjidi) — архитектурный памятник 1399—1404 годов в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана, богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена из руин в конце XX века. Памятник находится на улице Ташкентская.

Читать дальше →

Медресе Улугбека (узб. Ulug`bеk mаdrаsаsi) — мусульманское духовно-просветительское, образовательное и культовое сооружение XV века в Самарканде. Старейшее медресе архитектурного ансамбля площади Регистан, возведённое правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Вместе с медресе Шердор и Тилля-Кари образует целостный архитектурный ансамбль. В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читать дальше →

Гур-Эми́р (узб. Go'ri Amir от перс. گورِ امیر‎ — «Гробница эмира») — мавзолей завоевателя Амира Тимура (также известного как Тамерлан) и его семьи (Тимуридов) в Самарканде.

Читать дальше →

Ляб-и Хауз (узб. Labi Hovuz, перс. لب حوض‎ [læbi hawz] — букв. «У пруда», «У хауза») — одна из центральных площадей города Бухары, архитектурный ансамбль, созданный в XVI — XVII веках. Площадь образован зданиями медресе Кукельдаш (Бухара), медресе Диван-Беги и ханаки Диван-Беги, сгруппированными вокруг водоема хауза Надир-Беги. Размеры ансамбля примерно 150 на 200 метров.

В Средние века Ляби-хауз был оживленной торговой площадью, этому способствовала близость к главной торговой улице с её торговыми куполами (один из них находится в 200-х метрах от площади) и крайняя скученность построек в Бухаре, так что Ляби-хаус был попросту одним из немногих открытых пространств.

История

Первое сохранившееся сооружение на Ляби-хаус появилось в 1569-м году, когда сановник шейбанида Абдулла-хана II велел построить крупнейшее в Средней Азии медресе Кукельдаш. В начале 1619-20 гг по инициативе и на средства представителя узбекского рода арлат Надира Диван-Беги, визиря при Имамкули-хане, на площади разбивается хаус и возводится ханака, получившая имя своего создателя. В 1623-м году году тем же Надиром Диван-Беги возводится здание караван-сарая, затем превращенного в медресе Диван-Беги. В 20-е годы хауз чудом избегает осушения, проделанного с большинством остальных хаузов Бухары, которые рассматривались как источники заболеваний, главную роль в спасении хауза сыграла высокая художественная ценность ансамбля. В позднее время на площади был установлен памятник Ходже Насреддину. Как и большинство хаузов города, Лаби-хауз было осушен, после ВОВ из него сделали своеобразную спортивную арену- там проводились соревнования по волейболу и борьбе «кураш». В непосредственной близости от хауза. в советское время располагались«Гастроном», ресторан «Бухара», кинотеатр «Комсомолец». В 50-х годах произошел пожар в «Гастрономе», магазин выгорел до тла, воды в проходившем рядом арыке «Шахруд» для пожаротушения не хватило. После этого инцидента, власти города решили заполнить хауз водой, а в конце 50-х по периметру хауза проложили трубу- сделали примитивный фонтан, который работает до настоящего времени.

Расположение и планировка

Ансамбль Ляб-и хаус расположен в юго-восточной части шахристана Бухары, поблизости от центральной торговой улицы Бухар, на участке, близком к Ляб-и хаус находятся Ток-и Тельпак Фурушон и караван-сарая Нугай.

Площадь представляет собой неправильный многоугольник, в восточной части которого находится медресе Диван-Беги, напротив него, на западной — ханака Диван-Беги, таким образом они образуют кош. По центральной оси коша с запада находится Боля-хауз, а чуть восточнее — памятник Ходже Насреддину. Всю северо-восточную часть занимает внушительное медресе Кукельдаш.

Хауз Диван-Беги

Хауз, называющийся Диван-Беги[1], представляет собой водоем восьмиугольной формы размером 42 на 36 метров и глубиной до пяти метров. Стенки хауза образованы каменными ступенями. Водоем был способен вместить более 4 000 м3 воды, которая поступала из системы арыков, стока хауз не имел. В позднейшее время хауз был превращен в фонтан.

Медресе Кукельдаш

В северной части площади находится медресе Кукельдаш. Это самое старое сооружение на площади, оно было построено в 1568—1569 годах Кулбабой кукельташем- сановником Абдулла-ханом II. Медресе представляет собой прямоугольное сооружение размером 86 на 69 метров и включает в себя мечеть, дарсхану (место для обучение) и 160 келий-худжр. Планировка медресе неудачная — из-за отсутствия внутренних порталов худжр во во двор сооружение оставляет впечатление тесноты и нагромождения.[2]. Медресе выгодно отличается искусно выполненной отделкой куполов.

Ханака Диван-Беги

Ханака была построена одновременно с хаузом в 1619-20 годах Надиром диванбеги, дядей и визирем Имамкули-хана. Ханака небольшая по размерам, крестообразная, с центральным купольным залом, вокруг которого в два этажа расположены худжры. По краям главного фасада расположены башенки, сам фасад украшен мозаикой, по бокам его нанесена вязь. Боковые фасады оформлены арочными входами и системами меньших арок.

Медресе Диван-Беги

Медресе Диван-Беги находится в восточной части ляби-хауз, на одной оси с ханакой и хаузом. Медресе было построено в 1622-23 годах визирем Имамкули-хана Надиром диванбеги в качестве караван-сарая, но в дальнейшем было переоборудовано в медресе. Отличается планировкой, совершенно несхожей с типичной планировкой медресе — отсутствуют мечеть и лекционный зал. Фасад здания украшен мозаичным панно.

Медресе Халифа Ниязкула также известное как Чор-Минор (от перс. منار چار‎ — Четыре минарета) — медресе, возведенное в Бухаре на деньги богатого туркмена Халифа Нияз-кула. Датировка строительства медресе отнесенная к 1807 году, однако, нуждается в уточнении, поскольку медресе Халифа Нияз-кула, как следует из архивных документов, существовало уже в конце XVII в.

Архитектура

Необычность конструкции Чор-минора приводит в замешательство. Поэтому иногда Чор-минор рассматривают лишь как ворота утраченного медресе. Однако при более внимательном рассмотрении видно, что Чор-Минор даже в его нынешнем состоянии -это самодостаточный комплекс, состоящий из зданий, которые имеют, по крайней мере, два назначения — ритуальное и жилое.

Главное здание с башнями — это мечеть. Несмотря на её необычную наружную конструкцию, мечеть имеет довольно обычный интерьер. Она служила и для ежедневных пятикратных намазов (мачити панчвакти). Наличие купола придает залу значение зикр-ханы, то есть места для проведения суфиями своих ритуальных церемоний, которые часто включали декламацию, пение, и инструментальную музыку.

К боковым стенам центрального здания пристроены жилые комнаты худжры. Таким образом, для функционирования медресе не достает только классной комнаты и некоторых хозяйственных помещений, типа столовой (ошханы). Однако, нет даже никакого намека на то, что они когда-либо существовали, только догадки. Если предположить, что медресе не было таким огромным, что существующие строения были только его фасадом или центральным входом, то сохранившиеся фундаментальные здания сами по себе оказываются медресе на 15-20 студентов.

Это было обычным явлением в Бухаре, что в так называемых медресе не было классных комнат, или, даже если они и были, в них все равно не проводились занятия. Такие медресе использовались, как студенческие общежития. [1]

По четырем углам здания мечети имеются четыре башни, по форме напоминающие минареты, благодаря чему весь комплекс получил название Чор-Минор (Четыре минарета). На втором этаже и в башнях располагались подсобные помещения и, как считается, некогда была обширная библиотека.

Каждая из четырех башен (минаретов) имеет разную форму. Существует мнение, что элементы художественного оформления этих башен отражают религиозно — философское осмысление четырех мировых религий. По крайней мере, можно легко увидеть в некоторых элементах нечто напоминающее крест, христианскую рыбу, и буддистские молитвенные колеса.

На площадке рядом с Чор-минор сохранился хауз, по всей видимости относящийся к тому же периоду времени, что и комплекс зданий.

Ситораи Мохи Хоса, или Ситора́и-Махи́-Хаса́ ( узб. Sitоrаi Mоhi Хоssа Saroyi — Дворец, подобный звездам и луне) — загородная резиденция Бухарского эмира, выстроена в конце XIX — начале ХХ века. В настоящее время в ней располагается музей декоративно-прикладного искусства.

История дворца Ситораи Мохи Хоса

Дворец делится на старый и новый.

Первые постройки дворца (до наших дней не сохранились) появились в период правления эмира Сеид-Абдул-Ахад-Хана во второй половине XIX века.

Новый комплекс построен в европейском стиле, но поделен на мужскую и женскую часть, внутри отделан по-восточному. Возводился в годы правления последнего эмира Бухары Мир Сайида Алимхана (1912—1918 гг.).

В строительстве дворца участвовали знаменитые мастера своего времени как Хасанжон Умаров, Абдулло Гафуров, Рахим Хаетов, Ибрагим Хафизов, Карим Самадов, усто Жура, усто Ходжакул, Ширин Мурадов в том числе два русских инженера — Маргулис и Сакович, состоявшие на службе при дворе эмира.

В настоящее время во дворце размещен музей декоративно-прикладного искусства.

История музея

Музей открыт в 1927 году и состоял из 3 разделов: «Жизнь последних эмиров», «Городское ремесленничество», «История Бухарской революции». Активное участие в создании музея принимал первый узбекский музеевед Мусаджан Саиджанов (1893—1937 гг., арестован как «враг народа» и расстрелян).

В 1933 году Ситораи Мохи Хоса стал филиалом Бухарского музея, был присвоен статус межрайонного краеведческого музея. Экспозиция заново обставлена и расширена. Демонстрация выставки продолжалась до 1947 года.

С 1948 года экспозиция стала называться «Народное творчество и искусство Бухары». И включала разделы: «Монументальное искусство Бухары», «Прикладное искусство», «Народное музыкальное творчество», «Искусство каллиграфии и миниатюры» и «Культурные связи Бухары с соседними братскими государствами».

В 1954 году во дворце открылся ведомственный дом отдыха ВЦСПС, музей сократили до 9-ти основных залов из всего дворцового комплекса. Выставка получила название — «Музей народного творчества».

Настоящее время

В настоящее время в дворцовом комплексе расположен Музей декоративно-прикладного искусства и выставлены следующие экспозиции:

«Интерьер летнего дворца» (главный корпус): Здесь экспонируются дворцовая мебель XIX—XX веков, китайский и японский фарфор XIV—XX веков, дворцовые предметы искусства из России, ювелирные изделия знаменитых бухарских мастеров, золотошвейные панно и попоны.

«Одежда бухарского горожанина конца XIX- начало XX веков» (восьмигранный павильон): Представлена коллекция дворцовой золотошвейной одежды, поясов, платков, обуви.

«Художественная вышивка бухарского региона и бытовая посуда конца XIX- начало XX веков»: Состав коллекции: декоративные панно «сюзане», молитвенные коврики «джойнамозы», покрывала для подушек «такияпуш», расшитые занавеси «чимилик».

В дворцовом саду были произведены научно-реставрационные работы, восстановлены крепостная стена, павильоны, старинный растительный и животный мир.

Чор-Бакр — некрополь, находящийся в селении Сумитан в пригороде Бухары в Узбекистане. Селение Сумитан находится в Бухарской области Узбекистана в пяти километрах к западу от Бухары по прямой или в восьми километрах по дороге. Раньше селение было прибежищем дервишского ордена ходжагонов, служившего опорой ханской власти.

В некрополе Чор-Бакр находятся захоронения шейхов из рода Джуйбарских сейидов. Сам некрополь представляет собой довольно большой архитектурный комплекс, занесённый в каталог ЮНЕСКО. Название некрополя «Чор-Бакр» означает «Четыре брата», но за рубежом некрополь больше известен под названием «Город мёртвых».

История
Возведение некрополя началось ещё во времена Саманидов, когда Джуйбарские сейиды уже занимали в Бухаре важные государственные должности. Наиболее древняя часть некрополя представляет собой захоронение Абу-Бакра Саъда. Абу Бакр Саъад считается «потомком пророка» и предком главы Джуйбарских шейхов, то есть основателем всей династии Джуйбарских сейидов. Основные здания были построены в эпоху узбекской династии шейбанидов в XVI веке.

Описание и состояние объекта
Некрополь Чор-Бакр является своеобразным «городом мёртвых» — в нём есть улицы, дворики, ворота, но вместо домов везде фамильные дахмы и надгробия. В центре некрополя находятся три основных здания — мечеть, ханака и медресе. Передние фасады у мечети и ханаки сделаны в виде порталов с аркообразными сводами, боковые же фасады выполнены в виде лоджий, расположенных в два яруса.

Мавзолей Чашма-Айюб (узб. Chashmai-Ayub maqbarasi, букв. — «Источник Аюба (Иова)») — культовое сооружение в центре Бухары, включает в себя мавзолей и священный источник. В настоящее время в нем располагается Музей воды.

Мавзолей неоднократно перестраивался на протяжении XIV—XIX веков, табличка из резной терракоты рядом с колодцем сообщает, что мавзолей был построен в 1379—1380 годах при Тамерлане мастерами, вывезенными из Хорезма.

Сооружение образовано четырьмя помещениями, расположенными на оси Восток-Запад, каждое помещение увенчано куполом. Самое западное помещение было построено первым как погребальная башня, остальные объемы были пристроены позже[.

Предания
Существует легенда об этом памятнике, связанная с пророком Иовом (Айюбом), который якобы путешествовал как проповедник через Бухарские земли. Во время засухи, умирая от жажды, местные люди попросили у него воды и, как только он ударил по земле своим посохом, появился целительный источник, из которого до сих пор можно пить свежую воду. Православная Церковь в Бухаре регулярно читает акафисты в месте пребывания пророка Иова.