Мавзолей Саманидов (узб. Ismoil Somoniy maqbarasi) — памятник раннесредневековой архитектуры, расположенный в историческом центре Бухары, в парке, разбитом на месте древнего кладбища. Мавзолей строился в IX веке (между 892 и 943). Обнаружен и реставрирован в XX веке. Является одним из архитектурных шедевров Центральной Азии и жемчужиной мирового зодчества.
В мавзолее покоится три тела, одно из которых идентифицировавший как тело Ахмада ибн Исмаил, сына Исмаила Самани. Могилы самого Исмаила, строителя мавзолея и основателя Саманидской династии, возможно, в мавзолее нет.
До XX века мавзолей был почти полностью закрыт культурным слоем.
На заре человеческой истории в Северном полушарии Земли человек первоначально определил четыре направления, которые определяли его местоположение в пространстве и помогали ориентироваться в обыденной жизни.
Восток и Запад — места откуда Солнце всходит и куда заходит. Полярная звезда —единственная «неподвижная» звезда, указывавшая направление на Север ночью, когда торговые караваны двигались в пути. Юг — он же Полдень — направление, противоположное тени от Солнца в полдень, когда тень имеет наименьшую длину и в дневное время является точным указателем на Север.
Рано обнаружив «четыре» — «чор» фиксированные точки пространства, человек воспринимал Мир как квадратную плоскость, имеющую «четыре» угла и «четыре» горизонта. Одновременно ночное небо представлялось куполом-полусферой. Так, в древней культурной традиции буддизма Земля, на которой обитает человек, представляется в виде Куба.
Таким образом, мавзолей — куб, накрытый куполом-полусферой, является зримым воплощением и уменьшенной Моделью Мира. Это и определяет архитектурные каноны определенной культуры в определенное историческое время.
В мавзолее покоится три тела, одно из которых идентифицировавший как тело Ахмада ибн Исмаил, сына Исмаила Самани. Могилы самого Исмаила, строителя мавзолея и основателя Саманидской династии, возможно, в мавзолее нет.
До XX века мавзолей был почти полностью закрыт культурным слоем.
Сакральный смысл
Архитектурный облик мавзолея определяется исключительно древними традициями восприятия окружающего мира.На заре человеческой истории в Северном полушарии Земли человек первоначально определил четыре направления, которые определяли его местоположение в пространстве и помогали ориентироваться в обыденной жизни.
Восток и Запад — места откуда Солнце всходит и куда заходит. Полярная звезда —единственная «неподвижная» звезда, указывавшая направление на Север ночью, когда торговые караваны двигались в пути. Юг — он же Полдень — направление, противоположное тени от Солнца в полдень, когда тень имеет наименьшую длину и в дневное время является точным указателем на Север.
Рано обнаружив «четыре» — «чор» фиксированные точки пространства, человек воспринимал Мир как квадратную плоскость, имеющую «четыре» угла и «четыре» горизонта. Одновременно ночное небо представлялось куполом-полусферой. Так, в древней культурной традиции буддизма Земля, на которой обитает человек, представляется в виде Куба.
Таким образом, мавзолей — куб, накрытый куполом-полусферой, является зримым воплощением и уменьшенной Моделью Мира. Это и определяет архитектурные каноны определенной культуры в определенное историческое время.