"Мой первый велопоход". Инструкция по применению.

Специально для новичков велопоходов

Немного лирики
Как участник московского велоклуба испытываешь массу удовольствия от катания по своему родному городу. Новые люди, новые районы, места, достопримечательности, культурные активности и прочее, и прочее. Но за два-три года вся Москва искатывается вдоль и поперек, ну и вокруг, и мало что может удивить. И рано или поздно хочется выбраться за пределы города и посмотреть «другой мир». Этот другой мир, далекий от пафоса, более умиротворенный, уединенный с природой, а не интегрированный с современными технологиями и диванными войсками. В нем больше спокойствия, разнообразия и особенностей. И он ведь привлекает. Это то, что нужно горожанину одного из самых крупных городов в мире. И все чаще задумываешься и мечтаешь о том, как бы познать этот мир. Учитывая богатую культуру и природу России, событийность в ней, кажется, что ты просто обязан изучить свою страну и побывать в ее даже самых отдаленных уголках. Ну, а all inclusive мы оставим на потом, пусть сейчас там отдохнет не обремененное любопытством население.

Отворить дверь в мир велотуризма в современном мире, проще чем когда-либо. Велосипед проедет везде, где пройдет человек. Велосипед можно перевозить везде, также же как и чемодан с вечерними платьями, десятком купальников, магнитиками и пакетами duty free. Поезда, самолеты, электрички, паромы, автобусы — все эти виды транспорта помогут вам преодолеть любые расстояния, а велосипед довезет вас туда, где они бессильны.

Коротко о велотуризме
Так что же такое велотуризм и почему он манит к себе столько людей?
Еще не понятно ответ на какую из частей этого вопроса окажется проще. Но начнем по порядку и довольно-таки коротко:
1) Спортивный велотуризм (спортивный велопоход). Уже само название подразумевает некую соревновательную часть. Соревнование как с собой, так и с другими туристами. В советское время был самый распространенный вид велотуризма. Это разработка маршрута, подача на комиссию, прохождение, отчеты, ну и получение вожделенной категории. Подробнее с этим всегда можно ознакомиться на просторах интернета.
2) Велопоход. Отличается от спортивного велотуризма тем, что вся бюрократия и бумажная волокита отбрасывается. Цель — получить удовольствие от процесса. Многодневные велопоходы могут быть совершены по любой части нашей планеты, на любой срок, с любыми целями.
3) Поход выходного дня. Самый доступный, легкий и бюджетный вид велопохода. Совершается как правило на 2-3-4 дня, которые выпадают на выходные или праздники. Совершается на небольшие расстояния, не далеко от места постоянного проживания.
4) Велоэкскурсии. Тоже решил включить как вид велотуризма. Непродолжительный по времени поход по городу, населенным пунктами или природным достопримечательностям.

А вот почему он манит к себе? Каждый может сам для себя дать ответ на эту часть вопроса. Стоит только попробовать. Некоторых, например, он совсем не привлекает.


Мой первый велопоход от Велоклуба «32 спицы»
Так вот к чему все эти буквы? К тому, что увлекшись велопоходами однажды, начинаешь понимать, что другим это тоже может быть интересно. А раз может быть интересно и есть отклики, то почему бы им не показать, что такое велопоход? Так и родилась идея серии велопоходов с названием «Мой первый велопоход». Каждый поход ориентирован на новичков в рамках велопохода, а не в рамках катания на велосипеде в целом. То есть предполагается по умолчанию, что поедут люди, которые уже катаются на велосипеде часто и много, но «боятся» выехать далеко и надолго. Собственно, после проведения двух таких походов выходного дня у меня и родилась идея написать эту статью. Новички учатся у руководителей, руководители у новичков. Спасибо всем участникам, кто вдохновил меня на написание этой статьи.

Суть «Моего первого велопохода».
Как было выше сказано, суть велопохода — не научиться кататься на велосипеде, а получить опыт, научиться быть и жить в походных условиях. Ознакомиться с основами велотуризма и попробовать свои силы. На тему поведения в туристических группах написано много книг, кому интересно — можете поискать в интернете. Это интересная добавка к знаниям, но не к опыту. Еще одна не маловажная штука, которая известна давно: «на своих ошибках учатся». Горький опыт хорошо запоминается, и его повторение в дальнейшем исключается, так уж устроен человек. Исключается касательно велопоходов двумя способами:
Способ для слабаков — больше не участвовать в велопоходе
Обучающий способ — учесть ошибки и ехать еще.
Но немаловажно учиться и на чужих ошибках тоже. Вот из этого и складывается опыт. С чего-то же нужно начинать?!

Информация по велопоходу.
Описание к походу для новичков дается минимальное с некими рекомендациями, для того чтобы включить голову, подумать, представить, пофантазировать как будет проходить поход. Подробный план следования, остановок, строения колонны, осмотра достопримечательностей тут не уместен. После того как набьются шишки — все встанет на свои места и будет получение удовольствия от процесса. Как говорится: расслабьтесь и наслаждайтесь.


Маршрут.
Маршрут составляется таким образом, чтобы было интересно ехать. Максимально безопасно и максимально просто психологически. Очень трудно морально выдержать сплошной поток фур из-за спины на одной из Российских магистралей. Маршрут учитывает точки схода для тех, кто переоценил свои силы, для тех, кто получил травмы, ну или сход по другим причинам. Маршрут публикуется, и все заранее могут его оценить. Маршрут НЕ обкатывается, так как случайный фактор — важный фактор любого похода, на него нужно быть настроенным и подготовиться к нему полностью невозможно.

Ответственность во время велопохода
Самое главное во время любого туристического похода — ответственность. Как бы то ни было удивительно, ответственность за ваше настроение и здоровье — лежит на ВАС САМИХ! Вы удивлены? Вы думаете что упали на маршруте по вине организатора или руководителя? Вы думаете, что руководитель виноват, что вы взяли с собой 2 килограмма косметики или может быть маленького ребенка? А может быть он виноват в том, что вы вчера научились кататься, купили палатку и не ставили ее ни разу? Я вас разочарую. Ответственность за ваш настрой, состояние, здоровье, травмы, питание, внешний вид, экипировку — лежит только на вас! Большая ошибка перекладывать свою ответственность на руководителя похода. Эта привычка ничему вас не научит, а отношения испортит. Кроме того, теряется время на прояснение отношений на маршруте, когда все можно сделать в лагере. Тогда зачем руководитель, спросите вы? Ответом будет риторический вопрос — если вы с ним едете, значит для чего-то он вам нужен?!

У него есть куча своей ответственности. Вы ее поймете, когда сами будете организовывать походы. Когда набьете руководительские шишки. А пока учитесь.


Настрой и подготовка.
Успешное завершение маршрута состоит из трех частей: физическая подготовка, техническая подготовка и психологический настрой. Немаловажную роль играет и ожидание от похода, но оно должно, как минимум, совпадать с описанием велопохода или иметь много общего. Не будет интересно ехать за общением, если цель похода — вкрутить 100 км, и наоборот.
Минимальная физическая и психологическая подготовка подразумевает, что вы уже не один месяц выезжаете на велосипеде на расстояния более чем в 30 км по дорогам общего пользования. Хотя, как показывает практика, к потоку автомобилей привыкаешь довольно-таки быстро. И если вести себя предсказуемо и быть заметным, то в целом и безопасно. Техническая подготовка — это то снаряжение, которое вам потребуется в походе, начиная от исправного велосипеда, палатки и спальника, заканчивая ниткой и иголкой.
Ну и самое главное — психологический настрой. Не поверите, какие чудеса он творит, группа может проехать еще столько же, даже после того, как кажется, что все «умерли». И вот тут начинается работа руководителя.


Палаточный лагерь
В «моем первом походе» подбором места для лагеря занимается руководитель похода.
Как правило место расположено рядом с водоемами и лесами. Лучше всего, если есть и вода, и дрова, особенно если вода питьевая (родники, ключи, колодцы). Ну, в крайнем случае, магазин.
Первым делом, пока светло, в лагере стоит заняться оборудованием спального места и добычей дров для костра. Порядок действий может меняться в случае непредвиденных обстоятельств. Очень важно работать слаженно. И самый приятный момент в палаточном лагере — прием пищи и беседы возле костра.


Снаряжение
Более подробно остановимся на снаряжении. Поход выходного дня непродолжителен по времени и скорее всего прогнозы метеослужб окажутся точными. Брать с собой снаряжение лучше исходя из этих прогнозов. Наверняка, вам не нужен будет зимний спальник, если ожидается +15 ночью. Если же обещают дожди, то стоит максимально запастись дождевиками, а может быть даже и пакетами, чтобы не промокла одежда в «рюкзаке». Так что же необходимое нужно взять с собой, чтобы не испортить впечатление от первого велопохода, чтобы не тащить лишний груз и не попасть в затруднительную ситуацию в случае возникновения сложностей?
Самое основное:
1) Шлем и прочие средства индивидуальной защиты — под личную ответственность, все прекрасно понимают, чем может окончиться отсутствие этого пункта снаряжения.
2) Исправный велосипед. Лучше всего, если будут установлены «сликовые» покрышки (с минимальным протектором для асфальта) для увеличения наката или «злые» покрышки (для сцепления с поверхностью в труднопроходимых условиях), и пройден предварительный ТО.
3) Ремонтный комплект, шестигранники, заплатки, монтажки и т.д.
4) Освещение — габаритные фонари и фонарики, как элемент индивидуальной безопасности.
5) Багажник и велокофры. Для того, чтобы разгрузить спину.
6) Палатка, тент (если нет палатки).
7) КЛМН (Кан, кастрюли для готовки на костре или на горелке; Кружка, Ложка, Миска, Нож, Горелка).
8) Спальник, плед или одеяло.
9) Средство от комаров, репелленты, средства личной гигиены, крем для загара.
10) Купальные принадлежности, если планируются водоемы на маршруте следования или стоянке.
11) Сменную одежду (Футболки, трусы, носки — если кто-то не в курсе).

Сложности и Форсмажор
Ни один поход не застрахован от какого либо сюрприза. Приятного или неприятного. В целом это зависит от того, как вы отнесетесь к этому «сюрпризу». Спрогнозировать часть сложностей возможно, а часть настолько не предсказуема, что может случиться с вами уже у выхода из подъезда. Коротко перечислю, что может быть в походе, и к чему стоит приготовиться хотя бы морально:
1) Сход с маршрута
2) Резкая и внезапная смена погоды
3) Поломки и травмы
4) Вмешательство третьих лиц (быдло, дикие животные, насекомые, сотрудники охраны правопорядка, егери)
5) Изменение маршрута (увеличение или уменьшение пути), непреодолимые препятствия, объездные дороги, изменение расписания общественного транспорта
6) Достопримечательности, на которые тратится больше времени. Осмотр городов или природы
7) Отсутствие продуктов питания и питьевой воды
И это лишь не многое, что может случиться в походе по Московской области.


Заключение
Собираясь в «Мой первый велопоход» настраивайтесь на то, как вы приятно проведете время и увидите что-то новенькое. Вы откроете для себя новый мир и заведете новых приятных друзей. И эти друзья всегда вам помогут. До встречи на старте!

22 комментария

avatar
Хорошо написал, по существу и по делу)))
avatar
Бла Бла БЛа детсад на выезде.
Чтобы хотелось от мероприятий?
1. Не более часа на Эльке.
2. Палаточный лагерь с пятницы до воскр у воды на природе недалеко от платформы выгрузки 5- 10 км + шашлык дети рыбалка костер фут/волейбол.
3. Лоси пусть хоть всю ночь по окрестным полям куролесят от базы.
4. Безопасные покатушки по шоссе с хорошей широкой обочиной.
5. Культурная программа. Музей Усадьба Родник осмотр исторического городка итд.
6. Главное не с фурами на шоссе бодаться а пейзажем любоваться.
7. Хорошо бы договориться с ближайшим дом отдыха о душе и питании кому надо.
8. Увеличивать число культурных баз вело-палаточного отдыха в разных р-онах подмосковья. С этой целью договариваться с тур клубами.
avatar
Сауну, блэкждек и барышень… ну я бы добавил, да. Похож же.
avatar
Это чо ваще за бред и как он тут оказался?
avatar
и чтобы в большой театр в наконец-то начали пускать с байком)))
avatar
Не, ну так т все хорошо написано, вел только лишний))))
avatar
по пунктам:
1. а дальше что? апокалипсис и развал? жизни нет? дикари?
2. смысл тогда вообще в ПВД, если делать дневку на оба выходных, упиться/обожраться и валяться неваляшкой, а потом в воскресенье вкручивать?
3. Лосям, если будет их территория, равно как медведям и кабанам, волкам и лисам ничто не препятствует проникнуть на территорию палаточного лагеря, особенно в период спаривания
4. шоссе и безопасность в РФ как ни крути несовместимы
5. из п.1, если лагерь в 5 км от платформы, и с пт на вс, о какой культурной программе идет речь?
6. см. п.4, сами себе противоречите
7. кому надо, пусть едет в дом отдыха, есть и такой формат отдыха, псевдо-лайт, оплати ночлег на той же арх-ферме и ночуй. Кухня, душ, туалет, все удобства.
8. бред вааще
avatar
Блин-блинский, достижение ЛОСИ должно быть в списке наград я уже столько раз его видел на сайте )))
Комментарий отредактирован 2014-05-30 15:54:55 пользователем Shirogane
avatar
Мне всё равно… Хочу в велопоход) продукты тоже надо собой вести? Или можно поближе к стоянке закупиться в ближайшем магазине? Расскажите про еду.
avatar
В ближайшем магазине. Если поход не в тайгу, конечно)))
avatar
мешок макарон и 20 банок тушенки
avatar
Изменение маршрута (увеличение или уменьшение пути), непреодолимые препятствия, объездные дороги, изменение расписания общественного транспорта, короткие дороги
  • ssv
  • +1
avatar
я дам одну простую рекомендацию человеку который идет в первый ПВД. Прочитай текст руководителя и самое главное ты должен знать (не мечтать) сможешь ли ты проехать за день 80-100 км по разному покрытию с тем кг лишнего Г, которое ты тащишь с собой, со средней скоростью 15 км\час хотя бы.

А это значит не максимальная скорость, а средняя. На остановке скорость 0, в движении скорость 20-25 км\час, местами 30+. На пути много горок и всего лишь один спуск :D

Когда ты сильно устанешь, тебе дадут еще кг разных продуктов, чтобы полностью убить иллюзию о няшных поездках по паркам.
avatar
кто-то няшно по паркам катает, а кто-то как я,- выискивает места с гОвнами, корнями, кочками и напряженными спусками и подъемами, не для профессионализма какого-то, а любительски, чтобы быть готовым к любым причудам покрытия. В прошлом году в Туле смешнявка была, когда девочка на скорости форсировала лужу, где колеса уходили по втулку…
avatar
готовка на чем будет, костер/газ?
avatar
Есть большое желание ликвидировать пробелы в причудах готовки пищи в походных условиях… Педальки крутить умею, с переночевать тоже проблем уже нет, а вот как пищу готовить, вот в этом я еще полный профан…
avatar
для начала пищу надо поймать =)
avatar
Готовить пищу и ставить палатку совсем не сложно, одно удовольствие, а самое главное это путь на трассе много пьяных водителей, может зацепить любое авто и самое не очень приятное ехать по пересеченной местности, кочки, корни, ямы, лужи и.т. п. Самое главное на которое надо максимально обратить внимание это езда по трассе и как только возможно искать безопаснный путь.
Комментарий отредактирован 2015-05-12 18:11:28 пользователем kafisma
avatar
Вот у всех свои сложности)) Будем их решать и преодолевать. На собственном опыте
avatar
а был ли человек, которому претило лбы ходить в туалет на свежем воздухе? =)
avatar
полезный пост, спасибо. Можно ещё уделить внимает пункту про ВЕС снаряги: палатка (у кого их несколько; палатки бывают мега легкие и быстросборные), посуда, спальник, вес вела (для тех, у кого их несколько; материал вела, багажника, тип вилки), наличие лишнего груза.
Еще не ездила в ВЕЛО поход. Закупаю для этого снарягу, готовлю коня. Многое прочитано, учтено.
(Тула, Алексин, Дзержинский, отзовитесь!!!)
Ваш пост пригодится мне, чтобы новобранцам показывать.
Мерси!
Комментарий отредактирован 2016-04-22 14:16:17 пользователем silver_glepha
avatar
Вес сняраги и удобство установки — приходит только эмперическим путем. Как задолбались — так поменяли.
Присоединяйся к нам в поход!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.