Планирование велопохода на 4000 км

Архивы о подготовке к велопробегу из группы ВК Школы велоклуба «32 спицы»

Могу ошибаться, но скорее всего планирование велопохода начинается с «как там классно — хочу туда» или «я тоже туда хочу». Собственно так начинается любое путешествие. Послушав рассказы, почитав интернетик, вдохновляешься и вот уже изучаешь объект или объекты своего путешествия на картах. Надеюсь все этим занимаются на онлайн сервисах, например, яндекс.картах? Хотя есть еще любители генштабовских карт года так 1981. Кстати, пару лет назад был в здании НИИ Картографии. Теперь это офисы, шоурумы и разруха. Может там еще что-то и работает, с соответствующим качеством.

Помните, что я «типа новичок-дилетант», но с головой на плечах? И я планирую Адлер — Вайда-Губа? Так вот скорее всего я соединю на яндекс.картах линейкой две точки Сочи и Мурманск. Хотя нет, это слишком продвинуто. Скорее всего я попрошу яндекс или гугл соединить эти две точки и рассчитать поездку «как на автомобиле». Из предложенных вариантов возьму самый короткий, посчитаю (пока хз как) количество дней, куплю билеты и вуаля! Кстати, по-угарайте что предлагает яндекс =)



Повнимательнее разглядываем маршрут и видим на картах такие шифры как М4 (М2), М10 и Р21. Если я не бессмертный любитель шоссейного велосипеда, то я буду стараться избегать этих трасс в первую очередь там, где это возможно.
И тут начинаются настоящие фантазии (я думаю и для тех у кого за плечами опыт) на тему как ехать альтернативными дорогами. Универсального совета нет. Кто-то любит грунт, кто-то шоссе. Я люблю разбавить монотонность и тем и другим. Асфальт и автотрафик при длительном вкручивании угнетают. А вот грунты, тропинки или леса — не всегда короткая дорога. Тем более нежесткое покрытие больше сил съедает. А если дождь, то некоторые грунты становятся невиданным аттракционом. О плюсах и минусах (с точки зрения опыта, возможно не все учел):

Асфальт:
+ Как правило — кратчайшая дорога в цивилизованной части России между двумя пунктами
+ Больше скорость
+ Больший дневной километраж
+ Лучшее соотношение затраченной единицы энергии на единицу дистанции
+ Скорее всего рядом есть населенный пункт с магазинами/аптеками/гостиницами
— Есть автомобильный трафик (скорее всего с фурами, грузовиками, автобусами и тракторами), шумность и выхлопы, риск ДТП с автомобилем
— Не каждый асфальт лучше грунта
— В большинстве своем однообразные пейзажи, ничего интересного за посадками не увидишь (лично для меня — это ключевой момент)

«Неасфальт» (грунт, щебень, тропинка, поле и тд и тп):

Все минусы и плюсы меняются местами. Но самое важное из этого — безопасность с точки зрения ДТП и разнообразие видов и пейзажей.

Скорее всего в длительном походе придется оперативно менять маршрут в зависимости от различных условий. А иногда приходится и вовсе прибегать к услугам общественного транспорта. И это не стоит выбрасывать из головы. И стоит держать в голове наличие в населенном пункте веломагазина.

Не менее главное для меня, когда я строю маршрут — стараюсь побывать там, где я еще не был. Так что мой маршрут сильно отличается от предложений яндекс.карт. Отсюда и озвученная выше «линейка» этого сервиса. Помогает прикинуть километраж даже по второстепенным дорогам.



Второе на что обратит внимание здоровый мозг — на рельеф. Сочи — Кавказские горы, большая часть маршрута Восточно-Европейская равнина (отступление в курс географии 5-7 класс), Мурманск и окрестности — Скандинавские горы (остатки по крайней мере). В-Е равнину тоже не стоит рассматривать как гладь озера, тут спряталась Смоленско-Московская возвышенность. Но даже если вы были двоечником по географии вам помогут сервисы gpsies.com и openstreetmap.RU. Именно RU, там есть линейка для замера дистанций и отличные карты с рельефом. Gpsies вообще покажет высотный профиль. А вы «генштаб», «топографический диктант». И все это открывается на современном телефоне.

Но как считать дневной пробег, особенно, если я никогда не ездил в такое путешествие? Хрен его знает! Только опытом это можно наработать. Для того чтобы не превращать велотуризм в велоспорт, я закладываю 70-80 километров в день. За этот день успевается пообедать в кафе (примерно 1 час) и посмотреть достопримечательности более-менее интересного города или иного объекта (даже 2-3 часа). Без музеев. Если нет ничего интересного — то 100-120 км/день. А вот если горы — примерно 40-50 км/день. Особенно, если это вначале сезона и ты не раскатан. Ну, а если психануть или ветер в спину то можно и больше. Главное слушать свой организм.

В активном и спортивном туризме есть такое понятие как «дневка», чтобы отдохнуть и восстановиться. Это когда ты просто тусишь в гостинице или в палаточном лагере. Раньше не приходилось пробовать, но кажется, придется. Отдыхают каждый 3й или 4й день похода.



Третье на что мозг должен обратить внимание — погода. А точнее время года. Погода — это следствие со всеми вытекающими… Осадками. Есть два варианта:

1) Ехать с севера на юг. Так чтобы становилось все теплее, и тогда в Мурманске стартовать нужно в июле. Например, июль — август — сентябрь — октябрь

2) Ехать с юга на север. Тогда в Мурманске финишировать тоже нужно в июле. Иначе все превратится в «зимний» поход. Для примера, апрель — май — июнь — июль.

В каждом случае придется ехать в одно время года для текущего климатического пояса. Или осень или весна. Конечно зависит от время выезда.

Почему второй вариант? Потому что:
— Апрель — месяц открытия вело (и, кстати, мото) сезонов.
— Есть праздники (майские и июньские) чтобы народ смог присоединиться
— В июле празднуем 10-летие Велоклуба «32 спицы» и нужно успеть вернуться
— Можно будет увидеть полярный день (за северным сиянием я еще вернусь)
— В сентябре у меня ДР и хочется отметить не одиноко в палатке, а с друзьями.

А в целом нет стандартов планирования. Если это не спортивный велотуризм, там все категории регламентированы. Езжай куда хочешь, как хочешь, лишь бы были деньги и здоровье =)

Школа велотуризма «32 спицы»

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.