ВОЛ 2016. Как это было.

Пока я накручивал под Нижнем свою 400-ку я думал, в том числе, и об отчете по прошедщему парой неделей ранее ВОЛу. Понимание того, что сесть и написать полноценный отчет я сейчас вряд ли смогу, а затевать очередной долгострой как-то не хочется (и так уже черновиков хватает!). Поэтому было найдено замечательное решения — неспеша на странице описывать фрагменты, короткие, но яркие эпизоды. Теперь же эти эпизоды написаны и собраны в один большой текст.

Первым фрагментом должен стать короткий дисклаймер. Часть маршрута ВОЛа мне конкретно так задолжала еще с прошлого года — в окрестностьях Пяткоранты (название города пишется как-то по другому, но открывать гугл или карты мне откровенно лениво) я провально завершил первую попытку взять 600км. Местные горки тогда меня утомили, стало прохладно, да и ночи были не такие уж белые. В итоге на выезде из города (уже за ж/д переездом) боевой настрой меня покинул и я сошел с маршрута. И вот вторая половина ВОЛа практически в точности повторяла всю ту мою 600-ку, которую я не осилил. А значит нужно было возвращаться и мстить. Или возвращаться и доказывать. В общем — возвращаться. И именно с такими мыслями я и регистрировался на замечательную Вологду-Онегу-Ладогу. И именно понимание того, что это уже вторая попытка покорить Карелию переодически придавало мне дополнительных сил. Особенно моральных.

[Что бы не потеряться в этом большом тексте в него было добавлено оглавление. Оно позволит вам прервать чтение отчета в на любом из отрезков моего пути и потом легко вернуться к нему]

КП1. Куков родник. 135км.
КП2. Белоусово кафе. 227км.
КП3. Берег Онеги. 261км.
КП3d. Саминский погост. 301км.
КП4. Пудож, школа. 362км.
КП5. Лагерь Песчанное. 421км.
КП6. Онежское озеро. 481км.
КП7. Мыс Сухие Наволоки. 580км.
КП8. Гирвас. 685км.
КП9. поселок Мелиоративный, школа. 765км.
КП10. Кинерма. 867км.
КП11. Река Ууксуньйоки. 935км.
Питкяранта, школа. 978км / 1036км
КП12. Разворот. 1006км.
КП14. Раутулахти. 1130км.
Финиш. 1212км.

КП1. Куков родник. 135км.
Очень сложно писать про старта ВОЛа — с одной стороны сам старт и первый отрезок был одним из самых волнительных, т.к. приключение только начиналось, а с другой стороны на первых киллометрах ничего особенного не случилось. Не появилось новых прохладных историй, не было какого-то нового опыта. Даже знакомств (именно на старте и в движении) практически не было — с владимирскими Славой и Аленой я нормально познакомлюсь уже позже, а тут так — на колесе немного посидел.

Стартовали плотной группой, хлебнув все прелести движения в тесной группе разношерстных людей — на моих глазах кто-то очень резко метнулся вправо что бы поснимать природные красоты. К счастью, это не привило к завалу и серьезным последствиям, но всё же.

Самое забавное, что именно на этом этапе я оценил удобство расположения бананов в заднем кармане джерси. Ранее я ел либо остановившись (особенно если катишь не один) либо, если уж есть возможность, есть на ходу, батончики, которые хранил в нарульной или нарамной сумке. Теперь уже редкий бревет обходится без распиханным по джерси фруктам — даже если на бревет в соседний город, то заранее закупаюсь бананами в Москве.

Ах да, именно на этом отрезке случилась, наверное, самая известная поломка этого ВОЛа — Елена Мурзина на подъеме отрывает себе петуха и переходит в разряд синг-спидов. Напоминаю, что за спиной к моменту поломки было чуть более 100км, а впреди — целых 1 100км. Кстати, единственное пересечение с Леной получилось именно в момент ремонта её велосипеда. Потом уже догнать её у меня не получалось.


КП2. Белоусово кафе. 227км.

Если не ошибаюсь, то именно с этой части пути начинается хоть какой-то заметный рельеф, как минимум ближе к самому КП был спуск к озерам и были хорошие холмы, с которых велосипед ехал буквально сам.

Ну и уж точно хорошо помню само кафе, в котором к моему прибытию меню было немного сокращено, а очередь на выдачу еды позволила сбегать в соседний магазинчик за газировкой. С жидкостью, как это часто бывает, я немного пожадничал — выпить всё купленное у меня не получилось. Рандоннерская жадность на КП — не такое уж и редкое явление. Глаза у голода велики, так что часто не все купленое съедается или выпивается.

Немного рельефа и еда — вот наверное и всё, что мне запомнилось с этого небольшого отрезка ВОЛа во второй половине первого дня.

Вечеслав Беседин:

Подъезжал с этому капе в самых расстроенных за весь ВОЛ чуйствах: 200 км со свернутым седлом нанесли конкретный вред здоровью. А впереди сплошная неопределенность, ибо как устранить эту неполадку так придумать и не смог. Завис надолго, аж до прибытия основной группы стартовавших позже на 2 часа. Алёнка на предложение бросить меня и ехать дальше самой отказалась, сказала, что будет дожидаться, когда я оклемаюсь. На моё счастье в этой группе был С'Андро, который надоумил меня как выйти из создавшегося положения.

А вот у меня выпилось всё, что купил. А купил тоже много жидкости.
:)


КП3. Берег Онеги. 261км.

Недлинная отворотка шла вдоль Тудоозера и упиралась уже в озеро Онежское. Не знаю уж почему, но вдоль водоемов обычно очень хороше едеться — даже если реальный темп и не высокий, психологически все равно кажется, что вкручиваешь хорошо и бодро. Да и рельеф был весьма приятный — некрутые подъемы и спуски.

У самого КП многие терялись — где-то в бреветной карточке были какие-то слова про базу МЧС — вот все туда и ломились, хотя толпу велосипедистов и волонтеров можно было увидеть легко — мы стояли буквально в 10-20 метрах от этой самой базы.

Так как я человек не очень умный и предусмотрительный, то при формировании экипировки не учел необходимость небольшого полотенца — что бы спокойно искупаться, вытереться и спокойно поехать дальше. Обсохнуть я уже не успевал — к моему приезду на КП уже вечеро и некоторые участники даже начинали утепляться. Поэтому купиться я не стал, а просто перекусил, отдохнул и наполнил фляги. Так же меня смущал песчанный берег озера — песчанные берега я хорошо помнил по крымской поезде. Одна ночевка на таком пляже — и всё. Песок сыпется отовсюду постоянно.

Однако купались другие участники бревета, что в итоге привело к небольшому словесному конфликту с другими отдыхающими. Бреветчики плавали в том, что было с собой — т.е. чаще вообще без всего. Такая картина очень сильно печалила находившуюся рядом семью — мать, отец и ребенок лет эдак 16. Родители сильно переживали за психику ребенка, которому приходилось смотреть на неодетых мужчин. Попутно нам объяснили, что такое купание допустимо только в «загнивающей Европе». Однако откуда-то со стороны я слышал довольно молодые женские голоса, которые звали рандоннеров бросить эту езду и заглянуть к ним в гости. Сулили ужин и ночлег. Рандоннеры на посулы не поддались и, одевшись, отправились дальше.


КП3d. Саминский погост. 301км.
Саминский погост — это первое видовое КП на маршруте, а так же первое КП где особо не кормили. Хотя на первом КП нас, кажется, тоже кормить не планировали, но я там таки умудрился перехватить котлетку, которая сохранилась у организаторов еще со времен завтрака.

Как это обычно бывает — в памяти осталось не так уж много фрагментов с дороги. Помню радость встречи, когда на отрезке «отворотки» (где мы ехали туда-обратно) встречал других учатсников бревета. Помню основное стремление — добраться до КП до темноты и снижения температуры. Забегая вперед — в целом это у меня получилось.

Перед самим погостом нас ждал крутой спуск, который кончался песчанной полосой. Уезжающие участники предупреждали приезжающих, так что уборок на этой неустойчивой поверхности не случилось. КП было организованно под вполне естественным навесом, а рядом стояла дополнительная палатка, где участники могли перевести дух без надоедлевой летающей фауны. Перед стартом с КП мне пришлось ненадолго согнать с лавочки участника из Ростова, что бы натянуть утеплители на ноги, но он вроде бы не обиделся, так как место на лавочке я потом вернул.

Отметка в бреветную карточку, кстати, ставилась легкой детской рукой. И цветным динозавриком, кажется.


КП4. Пудож, школа. 362км.
Я не очень уверен в своей памяти, но кажется на подъезде к Пудожи я «зацепил» кого-то из рандоннеров без навигации и вел до КП. Местом встречи у нас стал какой-то реверсивный разъезд, где его задержало перекрытие движение в попутном направлении. Но, честно говоря, вот в этом разъезде я не совсем уверен. Очень может быть, что этот эпизод с разъездом и встречей на нем с совсем другого бревета.

Но вот поиски КП были точно. Даже наверное не самого КП, а входа внутрь. Точка маршрута и общее описание «школа» довольно точно выдали здание — типовой дизайн учебного заведения легко узнается. Но вот каких-то признаков жизни — ярких отметок, горящих окон или чего-то еще такого мы не заметили. Поэтому сначала мы немного прошли вокруг в поисках включенного света или каких-то других маяков. Но потом увидели на дверях парадного входа в школу неиспользованные подрамные номера ВОЛа и стало понятно, что мы пришли по адресу.

Школа встретила нас приглушенным светом и большим количеством участников. Кто-то ужинал, кто-то спал в спортзале, кто-то готовил себя или велосипед.

Ужин у рандоннера проходит легко и просто: увидел еду — съел еду. Поэтому тут вопросов не возникло. Как, собственно, и с подготовкой ко сну — умылся, развесил сушиться джерси и утеплители и пошел устраиваться на ночлег. Вот тут-то я и прокололся. В спортзале я увидел стопку тонких пенок и груду одеял. Так как я был уставший и наивный, то решил, что стопка пенок — это и есть подготовленное спальное место. Решив, что я не совсем тут один я честно разделил стопку напополам. Естественно это было ошибкой и спустя десяток минут меня разбудили и пояснили, что всё-таки одному рандонеру полагается всего одна пенка. Ну а потом меня ждали первые 3 или 4 часа сна на ВОЛе.

КП5. Лагерь Песчанное. 421км.

Выезд из Пудожи был практически «в дождь», точнее небольшой дождик недавно прошел и у меня были сомнения — насколько утепляться, будет ли капать дальше. Но вроде на небе довольно ясно и одеваться в дождевое я не спешу.На мне остаются утеплители и жилет — утром всё же довольно прохладно. Жилет на мне продержался де-то до второго хорошего подъема. Там я снял немного лишней одежды, заточил батончик и дальше уже крутил с новым запасом бордрости.
Дорога к этому лагерю Песчанное была одной из самых ярких — точнее местами её просто не было. На время ремонта дорогу просто разобрали, оставив какое-то насыпное недоразумение с реверсивным движением. Ехалось, однако, на удивление хорошо. Пусть и не быстро, но почти без остановок. На реверс (т.е. когда дорога открыта для встречного направления) я попал всего один раз, да и то стоящий рядом экскаваторщик предложил мне поехать по какой-то щебня-бетонной насыпи рядом. Два раза меня просить не пришлось — я покатил по это полосе, пока не уперся в большой бульдозер. Бульдозер обошел пешком и покатил дальше. Так до КП и ехалось — то крутится более-менее, то совсем разбитый участок попадется, где пока активных работ нет, то в узком месте остановишься, что бы пропустить встречку.

Само КП было чуть в стороне от дороги — к нему вело поросшая травой тропика. Стоило пройти по ней и вместо пыли ремонтируемой дороги тебя уже окружает зелень, небольшие домики и детская площадка. Прекраснейшая смена пейзажа!

К моменту моего приезда отметкой прибывших, а так же раздачей (и приготовлением!) занималась одна девушка, которой переодически все же помогали с бреветными карточками. Я отметился, увидел, что еда готовится и ушел умывать и снаряжаться.
Вернувшись понял, что небольшая приготовленная порция пельмешек уже разбежалась по тарелкам других ранндонеров. Так как позавтракать на прошлом КП мне не удалось, а в дороге подкреплялся только батончиками, то я очень расчитывал на основательный завтрак (обед?) в данном месте. А значит гулять больше нельзя и нужно караулить свою порцию. Чуть позже это ожидание я про себя назову «Битва за пельмешки» — многим ребятам хотелось добавки и в какой-то момент я уже приготовлся вслух объяснять, что сначала нужно быть дать поесть вновь приехавшив, а потом уже просить добавки. Но пельмени я получил, быстро подкрепился и, уточнив насчет добавки, остался ждать возможного добавления. Однако, помня о своих проблемах, в момент готовности очередной кастрюльки, вылавливаю глазами свежего человека и говорю ему, что нужно не прозевать свою порцию. Ну а когда был накормлен свежий — уже и я получаю дополнительную часть. Стоит так же сказать, что отважный волонтер всё это время умудрялась не только варить и ставить отметки в бреветных карточках, но и заваривать нуждающимся кофе (кажется, даже иногда варить в турке).

Когда уже собираюсь отправться приезжает Володька, который, как он сам рассказал, потерял на этом перегоне две вело-камеры и гарминовские часы. Сумка была не плотно закрыта и от тряски раскрыла больше. Ну вот и вылетело барахло.
Уже позже узнаю и о других ЧП на этом КП — спальные места были организованы на двухярусных кроватях, расчитанных, видимо, на детей. В итоге несколько кроватей просто не выдержали и спавшие наверху велосипедисты оказались на тех, кто спал внизу.

И пусть многие говорят, что пельмени не самая рандоннерская еда — тогда они зашли просто идеально! И очередное спасибо волонтерской команде!


КП6. Онежское озеро. 481км.
Отрезок пути от прошлого КП в детском лагере до КП на берегу Онеги не большой — всего 60км. Однако в начале отрзека меня встречает всё еще ремонтируемая трасса, а ближе к самому КП в свои права вступает адская жара, которая выматывала рандоннеров, волонтеров и собак. Собаку было жаль особенно.

На поляне КП я наблюдал её метания из тенька на солнцепек и обратно. В теньке было прохладно, но пса там жрали знаменитые корельские комары. На солнцепеке комаров не было, но от солнца начинала плавится шерсть (образно, конечно!). Людям в этой ситуации было чуть проще — можно было запереться в палатке с сеткой — кто-то при мне точно там отлеживался. А еще люди с удовольствием купались в воде, что тоже облегчало страдания от жары.

На этом же КП я выяснил, что немного перестарался с распыляемым репелентом — в некоторых местах шорты стали слишком прозрачными. Хотя, возможно, что виноваты не только ядренные химикаты против комаров, но и банальная сила трения.

КП7. Мыс Сухие Наволоки. 580км.

Дорога к данному КП представляло собой первую «отворотку» маршрута. Я такие КП обычно называю челночными — КП стоит в стороне от прямой нитки маршрута и к нему нужно съездить туда и обратно. В этот раз «туда и обратно» было по 24км в каждую сторону с заметным рельефом и не менее заметными ямами в асфальте. К тому же ближе к КП нас ждал хороший такой торчек. И видимо пройденные ранее км, плохие дороги, желание уже поесть по человечески сделали свое дело — я был натурально зол. Я ехал и думал про Мишу Каменцева всякие нехорошие слова. И пару из них планировал даже высказать, если вдруг застану его на КП.
На самом КП первым я увидел Леху. Уж не знаю, что было у меня за лицо, но он тут же сказал мне — «Молчи. Я тоже задолбался» (хотя могу процитировать и с ошибками, но вот это первое «молчи» в память врезалось).
Ну а потом я отметился у волонтеров, у них же поел гречки с тушенкой и жизнь стала как-то лучше. Отдых, общение с народом, любование Онегой и прикидками «а не проще ли дальше вплавь». И вот уже «усталость забыта» и от злости и следа не осталось. Великие люди — волонтеры! Именно их помощь и участие очень помогли мне на этом маршруте!


КП8. Гирвас. 685км.

Для меня, как и для многих, именно Гирвас и дорога к нему оставила наибольшее число воспоминаний, ну или эти самые воспоминания будут одними из самых ярких.

Этап началася с 24км разбитого асфальта, которые я уже проежал в направлении «туда». В направлении же «обратно» ехалось заметно лучше — то ли сказался прием пищи, то ли ямы на дорогах действительно запомнились и объезжались при помощи мышечной памяти.
После возвращения с отворотки нас ожидал выезд на шоссе по относительно хитрой развязке (я с навигатором, мне в целом пофиг на сложность развязки). Кто-то, говорят, промахивался с поворотом и таки проезжал «бонусные» киллометры пути.

Шоссе встретило меня хорошим асфальтом и, в целом, небольшим градиентом. Однако за спиной было более 600км и что-то у меня внутри поломалось. Первое время пытался себя подбодрить тем, что я тут уже катал, что год назад я умирал не тут, а сильно дальше и все вот такое. Помогало, откровенно говоря, не очень. Тогда я решил взять небольшой таймаут — минут 5-10 отдыха на автобусной остановке + подвинуть немного седло, т.к. в этом положении седла у меня откровенно закончились живые места на седалище. Пока я шаманил с седлом, а так же устравивал себе внутренюю истерику, меня добрали и обошли несколько участников, которым я сообщил, что все ок и я просто отдыхаю.
Истерика и подвижки седла помогли — наконец-то педали с колесами закрутились и можно было жить. И вот на этой волне позитива я слышу сзади голос — «Хороший у тебя профиль! Ехал бы за ним и ехал!». Это меня добрала группа из двух владимирцев и челябенца. В итоге оставшиеся 40-50 км я проехал у них на колесе. Ехали бодро, весело — в одно лицо мне бы моральных сил так бодро крутить наверно не хватило. Особенно поражала Аленка, которая пару раз выдавала такие спринты, что я думал, что просто отвалюсь.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, то же самое случилось и с шоссе — последниее 10-12км до КП были по в меру разбитой дороге, а так же проходили сквозь деревеньки. КП в Гирвасе было двойное — сначала «смотровое» около вулкана, где нам предложили этот вулкан осмотреть. Но в воздухе было слишком много кровососущих тварей и я, как собственно и ребята из Владимира, на этот подвиг не решились и отпрвились на вторую часть КП — Дом Культуры Гирваса.
Когда мы приехали к ДК лично я долго не верил, что это оно. Играла музыка, стояла местная молодежь и не менее местные девятки. Классический такой образ деревенской дискотеки. И да, КП было в этом же здании.
Внутри, кстати, нас встретил бильярдный стол, крепко так заваленный вещами. Позже, на фотографиях, я увижу, что кто-то использовал этот стол как кровать. Ну а в тот момент я нашел где отметить карточку, а так же где получить порцию еды. Накормили вкусно и быстро — очередной респект уходит волонтерам ВОЛа, которые уже воспринимались исключительно как члены семьи.

Спальное место мне организовали на кухне — пеньку расположили между парой столов, недалеко от плиты. Над головой было приоткрытое окно, откуда к нам залетали комары. В какой-то момент я подумал, что сон будет неспокойным, но не тут-то было. Выключился я моментально и проспал все 3 (или 3 с половино) отмеренных себе часа без задних ног и каких-то неудобств. Потом были неоправдано долгие сборы — тупил я в то утро со страшной силой. И знакомство с местным туалетом — стандартным деревянным сооружением, но без дверей. Возможно именно отсутствие двери обеспечивало хорошую вентиляцию и классических запахов не было. Ну и прорекламирован сортир был классной фразой — «Зато сразу видно занято или нет».

Не знаю как у других участников ВОЛа, но у меня Гирвас в итоге оставил только приятные и положительные эмоции. Рассказывать про сон на кухне под звуки сельской дискотеки — это круто!

Ну и традиционное спасибо волонтерам за теплый прием. И спасибо Славе с Аленой из Владимира и Диме из Челябинска за то, что покатали на колесе.

Артем Маковецкий:
Андрей, а наличие навигатора не отменяет интресные истории с маршрута, с ним тоже есть что вспомнить =)
И вообще, мне кажется, что ты тогда чуть ли не задремывал за рулем

Андрей Малахов:
Артем, эт я природой любовался :)

КП9. поселок Мелиоративный, школа. 765км.

Утро в Гирвасе выдалось медленным. Вроде поспал крепко и восстановил силы, но тупил нещадно. Пока позавтракал, пока переоделся в чистое, пока пересыпал закинутый бэкдропом изотоник в более компактную емкость — в общем собирался очень неспешно. И такой же неспешной выдался отрезок до следующего КП — не в меру разбитая дорога не позволяла сильно разгонятся.

Где-то через час после старта добрал Лешу из Москвы и Георгия из Нижнего. До Марциальных вод ехали втроем, в расчете в этих самых водах перекусить. Однако санаторный режим — это хорошенько поспать, поэтому кафе в Водах открывалось ближе к полудню. В итоге быстренько закинулись гелями/батончиками (у кого что с собой было) и покрутили дальше. В какой-то момент Леха ушел в небольшой отрыв, что бы немного проехать в тишине, а мы с Георгием всю оставшуюся дорогу чесали языками. Очень многое тогда узнал о нижегородском клубе Буревестник. Тогда же узнал что 400-ка в НиНо будет всего через 2 недели после ВОЛа и решил, что поехать не смогу — не восстановлюсь. А именно 400-ки мне на тот момент и не хватало до SR-серии. Будущее, кстати, оказалось совсем другим — в НиНо в итоге поехал именно на эту горячую, горную, Арзамасскую 400-ку. Болтали не только про Буревестник, но и в целом о стране, соседях, жизни и, конечно же, дорогах.

При въезде в поселок, когда пересекали трассу, пришлось неплохо так порубиться с ветром. Однако довольно быстро въехали в поселок и ветер стал не таким сильным. В поселке, перед школой, нас ждали надписи и стрелки на асфальте цветными мелками — в этот раз в расположении КП сомнений не было!

Внутри нас встречали бодрые и веселые волонтеры, а так же дети. Ну и столовая — куда же без еды?! После хорошего обеда сбегал в соседнюю Пятерочку и закупил бананов в дорогу. Так же приобрел дополнительную бутылку воды — запихнуть в сумку в качестве НЗ — опыт перегона по шпарящему солнцу и с кончающейся водой уже был.

В целом, это был очень спокойный и умиротворящий отрезок. В памяти останется наверное только Lars, который сказал, что для него это финиш. На это заявление последовал хоровой и синхронный «Why?». Оказалось — жара и сердце. Я правда не понял — то ли уже начало прихватывать, то ли решил заранее перестраховаться. Но в любом случае — здоровье — это не шутки! Его нужно беречь!
Вячеслав Беседин:
С Ларсом вообще самый драматический момент! :( Блин :(


КП10. Кинерма. 867км.

Большая часть воспоминаний о пути на Кинерму — они не про дорогу, а про погоду. Дорога-то что? Хорошее шоссе, ровный асфальт, приятный рельеф — чего там вспоминать? А вот погода была хороша — прекрасное пекло, к которому, впорочем, мы уже успели немного привыкнуть. Ну если уж не привыкнуть, то хотя бы быть немного готовым.

Многие после финиша рассказывали о встречах на маршруте с дикими зверями, ну а мне на этом участке повстречался сам Миша Каменцев. Пересеклись мы с ним у родника на обочине, где пополняли запасы воды, а так же поболтали о текущей ситуации на марафоне. После родника была длинная и жаркая дорога на Крошнозера. На это отрезке я впитал в себя всю воду из бочков на раме и дико радовался тому, что в Мелиоритовом закинул в подседельный баул еще одну литровую бутылку воды. На самом озере встретил Леху, с котором вместе перевели дух и пообщались.

Оставшийся отрезок трассы «Сортавала» до отворотки на Кинерму был довольно обыден — хороший асфальт, приятный рельфев — в общем говорил я уже об этом. Ну и самый пик жары уже прошел, хотя прохладой еще и не пахло. Дорога, которая шла к Кинерме запомнилась мне не только паршивым покрытием, но и выводком каких-то особо злобных крылатых тварей. Они летели и жрали, жрали и летели. Ужас.

Ну а на КП нас ждали приветливые волонтеры, деревянный дом и еда. Так же к этому моменту я хорошо так намял себе кисти и ступни, что обратился к медику этого мероприятия. С шутками и распросами мне были поставлены йодные сетки на поврежденные конечности.


КП11. Река Ууксуньйоки. 935км.

На первый взгляд дорога до реки Уксы (а именно так страшное название из бреветной книжки было нанесено на табличке на местности) ничем примечательным не выделяется. Но потом начинаешь вспоминать =)
Отрезок от прошлого КП начинался хорошим таким торчком, который я помнил еще по прошлогодней 600-ке. В этот раз я решил не уродоваться на старте и спокойно войти в него пешком — впереди у меня еще ~70км до КП, а в ногах уже более 800км. Уж не знаю это ли решение или общее неплохое самочуствие позволило мне довольно быстро добрать Георгия из Нижнего, который был совсем утомлен — как дорогой, так и обедом на прошлом КП. Ну а мне крутилось неплохо, пусть и не очень быстро, но хотя бы в охотку.
На самом КП нас встретил хороший вид на реку (пусть уже и смеркалось), а так же радушные волонтеры, которым я потрепал душу как следует. На этом КП меня как-то клинануло. Сначала я решил, что у меня отказали пальцы и я не могу застягнуть джерси. Девушки на КП спокойно согласились мне помочь и без лишних слов справились с замком молнии. Потом я тыкам им ладошкой уточняя — «а это мозоль? А иголки нет? А я бы проколол!» Меня успокоили, что это не мазоль и прокалывать не нужно. Ну а потом я по глупости попросил «спасателя», который у них в аптечке был. Я честно расчитывал намазать им руки, что бы они хоть как-то восстановились, но не учел, что «спасатель» крайне жирный и долго впитывается в кожу. В итоге спустя пару км от выезда с КП пришлось останавливаться и вытирать руки салфетками — ладошки скользили внутри перчаток, не давая как следует держать руль и грозя еще более серьезными мозолями от такого скольжения внутри перчаток.

Так что река Укса — она про волонтеров, про ребят и девушек, к которым обращались с глупыми вопросами и просьбыми безумные рандоннеры, но они (волонтеры) спокойно помогали нам в наших глупостях!

Вячеслав Беседин:
Ваще классное КП было! Красивый вид, шум порогов (или водопад, что там было не знаю, конкретно), и волонтеры мне сразу дали репелент (я даже не спрашивал их) с помощью него смог спокойно посидеть, поесть, отдохнуть и даже переодеть труселя :) Ну и классный цобак по кличке Рыжий запомнится на всю жизнь.

Разговоры, я совсем забыл про разговоры. А ведь на КП11 разговоров было много. Сначала мы хорошо так разговорились за тарелкой гречки с Андрем Малаховым. Он активно рекламировал Чуйский Тракт 2017, расказывал что там природа, что ЧТ входит в пятерку живописнейших трактов мира ну и так далее и тому подобное. А потом я у него спросил про рельеф. Ответил Андрей честно — «Ну там 2 перевала, но так как маршрут туда-обратно, то считай 4. А еще мы думаем убрать плоскачь от Бийска и добавить еще один перевал». В этот момент такое описание Чуйского Тракта у меня энтузиазма не вызвало, вот от слова совсем. Где-то в душе я предстваил, что именно эти суровые парни считают «плоскачем от Бийска», содрагнулся и решил, что ВолгоДон — это тоже просто прекрасно.

А потом мы с кем-то о чем-то пустяковом трещали около велосипедов. А рядом с велосипедами была палатка для сна. А в палатке был ростовчанин, который пару раз грозно нас одергивал — а я правда, когда увлекаюсь, начинаю довольно громко говорить.

Вот такие они — полуночные разговоры на 935км маршрута.

Питкяранта, школа. 978км / 1036км

Питкяранта для меня стала особенным местом — почти домом. Во-первых, я был немного знаком с этим городом еще с 2015 года, когда пытался проехать свои первые в жизни 600км. Тогда мне это не удалось и сошел я как-раз где-то тут. А во-вторых — этот опорный пункт на маршруте проезжался дважды — и дважды можно было поесть, умыться и передохнуть.

По дороге на Питкяранту, еще на шоссе, я повстречал прекрасную «разгонную собаку». Собака выскочила на дорогу с территории какой-то одинокой заправки и с лаем направилась в мою сторону. Я же, почемуто, решил ускориться — в горку, к концу третьего дня пути я умудрился в рывке выдать цифру близкую к 40. Потом, конечно, же успокоился и продолжил путь с куда более скормными показателями.

Еще один страх во мне породил местный рельеф. С прошлого года в голове сидели мысли, что тут горки и страшно. А уже в этот раз я поймал себя на том, что преодолеваю второй или третий холм практически накатом, но скорость при этом держится чуть ли не за 30. Гравитация, как известно, девушка беспощадная — в голове рисовались ужасы обратного пути. Забегая вперед — обратно ехалось нормально.

В самом городе по навигатору легко нахожу здание школы. На выезде с КП же пару раз подсказывал дорогу тем, у кого на руле не было электронного девайса. В школе меня ждали уже родные волонтеры и легкие беседы о штормовом предупреждении. Приехав сюда первый раз, т.е. до разворота — болтаю с другими участниками и узнаю, что следующий отрезок прекрасно пролетается за счет постоянных горок. Немного перекусываю в столовой, снимаю сумки и налегке стартую на КП «разворот». Решение снять сумки чуть не сыграло со мной злую шутку — задний баул выполнял роль прекрасного крыла, а нат окрстностями города недавно прошел дождь, который оставил после себя несколько луж. Хорошо, что хоть эти лужи были не глубоки и я не накидал себя много воды на спину и шорты.

Во время второго приезда на КП я уже отдыхал более капитально. Сначала отъелся в столовой — там была организована продажа дополнительных порций еды и голодным рандоннерам не надо было себя ограничивать. А еще там продовали небольшие булочки с маком и без — их я себе закинул в дорогу. После плотного обеда я решил просто поваляться минут 30-40 — спать 3 полноценных часа я не планировал. Но в итоге я неожиданно для себя отключился и всё-таки уснул. На удивление через пару часов организм проснулся сам, я какое-то время побродил по школе с пустыми глазами, собрался и поехал покорять последние 200км ВОЛа.

Вячеслав Беседин:
Я тоже на «Питкярнантском аппендиксе» скинул заседельную сумку на финиш. Динамика изменилась ощутимо и смог попасть в «ритм рельефа». Ощущения суперские! И вообще окрестности Питкяранты еще с позапрошлого ВОЛа самые тёплые воспоминания: тогда подъезжал к ней также ночью/под утро и перед этим был дождь и когда ехал мокрые окрестные леса так благоухали, что надышаться не мог!

КП12. Разворот. 1006км.

Еще одно челночное КП, причем съезд к нему находится не в «чистом поле», а Питкяранте, где находится точка поддержки и можно перевести дух. В итоге получается очень обособленный участок — он ощущается как бы «вне бревета», как что-то дополнительное, сторонее. Возможно такое ощущение было и не у всех, но уж у меня точно — переднюю и заднюю сумки я оставил в школе и поехал на легке. Не знаю как сильно мне помогла эта «потеря веса» в физическом плане, но уж в моральном выручила точно.

По местному рельефу формата «спуск-подъем» ехалось приятно и динамично — этому способствовало и понимание, что после отворотки я снова окажусь в знакомой мне Питкаранте, где я еще немного отдохну и отправлюсь в финальные 200км маршрута.

На данном КП отважно дежурил всего один волонтер. Ходят слухи, что в самом начале работы КП он сидел рядом с костром, радостно беседовал с участниками и был виден. Но к моему приезду летающие твари его одолели и контроллер спрятался в палатку, откуда старался лишний раз не вылезать. Отметка на КП выглядела так:
— подходишь к палатке и как-то намекаешь на свой приезд;
— из под палатки высовывается рука, в которую вклыдаваешь свою бреветную карточку;
— рука с карточкой исчезает внутри палатки;
— спустя время из-под палатки вновь появляется рука с карточкой, в которой уже проставлена отметка о прохождении КП.
Уже позже, когда я буду кому-то рассказывать про такой метод контроля, его метко назовут — «терминал».

После отметки на КП мне удалось быстренько перекусить парой взятой с собой булок и резко поехать дальше — комарье действительно жрало как не в себя.

Ну и конечно было приятно видеть ехавших тебе на встречу рандоннеров. При дороге туда приятно видеть тех, кто чуть впереди тебя на маршруте, при дороге обратно — видеть, тех кто чуть отстал.


КП14. Раутулахти. 1130км.

На выезд из Питкяранты я был относительно бодр — бодрость духа есть, но 1к км в ногах чувствуется. На выезд к шоссе (~15км рельефа и не очень хорошего асфальта) я заложил себе около часа, т.к. решил, что буду на горках умирать. Однако проехал заметно бодрее, добрав ближе к шоссе Леху.
Трасс одновременно манила и пугала — именно на этом отрезке нам обещали основной рельеф, набор на котором сранится с набором на предыдущей части маршрута. Сделав пит-стоп для надевания очков и почти упустив Леху из вида кручу дальше. Спустя несколько км и небольших горок встречаю Георгия из Нижнего. Сначала радуюсь, что он отдохнул и опередил меня, но потом узнаю, что он решил сойти на КП 11 (река Укса) и теперь просто выбирается в цивилизацию. У Георгия я стрельнул детский крем, которым я у него одалживался на предыдущих КП и который спасал мою изрядно помятую задницу.
Солнце тем временем жарило все сильнее и сильнее, так что на вершине очередной горки я совместил приятное с полезным — посидеть на лавке в тенечке и намазаться кремом от загара.

Недалеко от Ляскеля при очередном глотке из фляжки понимаю, что пить изотоники я больше не могу — от вкуса химикалий меня чуть не выворачивает. Примерно в это время с неба заряжет обещанный дождь под которым я кручу до Пятерочки в центре Ляскелей — там уже собралось несколько рандонеров, которые пережидали основной дождь под навесом соседнего магазина. Пользуюсь моментом и закупаю в магазине чистую воду, которой тут же заменяю изотоник во флгах, а так же покупаю бананов в дорогу. Когда дождик подутих выдвигаемся вперед.

Следующий фрагмент дороги вплотную примыкает к Ладоге. Картинка вокруг фантастическая — слева от тебя водная гладь, справа каменистые стены. Где-то тут добираю туристов, у которых что-то стеклянное весело звенело в кофрах. Ярко зеленый шлем лидера группы был для меня стимулом — если я его мог видеть позади, значит меня добирают. А ехать медленне туристов я себе позволить не мог. Дорога на этом отрезка была холмиста — попадались и злые торчки, на которых хотелось умереть, а так же хорошие такие спуки-подъемы, по которым буквально летелось. Но красота неописуемая. Надо возвращаться!

У меня в голове крутилась мысль, что КП должно быть рядом с Сортовалой. Но вот я уже в городе, а точка КП на навигаторе так и не появилась. Это несколько снижает мой боевой дух. В самой Сортавале меня взбодрил водитель местного автобуса, который спихнул меня на песочную обочину — на мою громкую брань обернулись все пассажиры автобуса. Потом пришлось потолкаться на ремонтируемой дороге и я снова оказываюсь на дороге, состоящей из одних торчков и жаркого солнца над головой. До КП около 20км и я начинаю считать каждый подъем и поворот.

Съезд к КП представлял собой песчанную тропику, вдоль которой висели подсказки с направлениями. Одна из стрелок «прямо» висела на воротах какого-то участка, на песке были видны следы велосипедных колес. Свою ошибку я понял, когда зашел уже глубоко на участок — волонтеров нет, но дальше на основной тропке висят еще указатели. Выхожу с участка и иду дальше.

На КП нас встречает плакат «Еды нет, но вы держитесь!». На тот момент еда меня еще не интерисует — жара и горки утомили. Поэтому разуваюсь и сажусь отпаиваться соком. Когда отдышался узнал, что можно подкрепиться печеньками и через какое-то время будет готова гречка. Порадовался и пошел купаться.
Очень хорошо, что вход в воду был вдали от самого КП, а с девченками-рандоннерами я на этом КП не пересекся. Это позволило после водных процедур спокойно обсохнуть на воздухе, заодно поболтав с приехавшим народом.

Когда я уже поел и почти собрался выдвигаться нас накрывает ливнем. Хорошо, что хоть коротким. Кто-то одевает куртки и бахилы, хотя довольно очевидно, что дождь недолгий (хотя возможно еще и повторится, что собственно и случилось). Ливень законился и я поехал добивать последние 80км.

Еще на этом КП варили щуку — волонтеры еще утром её выловили в реке и все думали, что с ней делать.

Уже позже, из отчетов волонтеров, я узнал, что кормили они нас гречкой из своих запасов. Т.е. горчее питание тут и не планировалось, но нас пожалели и накормили. Огромное им за это спасибо!

Финиш. 1212км.

Финишные киллометры ВОЛа были для меня, наверное, одними из самых эпичных. Очень насыщенный на события и воспоминания участок.

Практически сразу на выезде с КП я понимаю, что обмотка руля всё же подистрепалась и начала сползать. Пришлось остановится, поднатянуть и хорошо так примотать изолентой (изолента — главный инструмент рандоннера!). А дальше продолжились крутые холмы и начался ремонт с реперсивным движением. Т.е. машины по одной полосе пускают то в одну сторону, то в другую. Но полоса под это движение в хорошем состоянии и по ней можно бодро ехать. Закрытые повороты тоже не добавляли оптимизма — я еду по одной полосе и не особо знаю в какую сторону поедут машины — в спину или же в лоб.

Спустя киллометров 40 я что-то заголодал — как раз к последнему перед финишем населнным пунктом — Лахденпо́хья. На взезде в город нахожу магазинчик, где закупаю воду и булочку — перекусить и пополнить фляжки. Все прекрасно съедается и выпивается, но желудок вдруг резко говорит «алярм!». Я возвращаюсь в магазин, закупаюсь носовыми плоточками и резко отправляюсь искать удобное для раздумий место. Место находится только спустя 5км — город, дачи, ж/д переезд — не лучшая остановка для санитарного привала. И тут на одной из обочин в глаза бросаются «копны» поваленных деревьев и веток. Комары меня, кстати, тогда пощадили и есть не стали.

Следующим памятным моментом стал брощенный прицеп от грузовика. Видимо на подъеме разединилась сцепка и прицеп отъехал немного назад — сам грузовик стоял чуть дальше по дороге.

Чуть ближе к лен области — когда крутые подъемы сменились затяжными тягунками стал накрапывать дождик. Где-то тут же играл в чехорду с кем-то из утомленных дорогой рандоннеров — на крутых холмах я безбожно отставал, на более пологой части смог раскрутиться и уйти в отрыв, ну а потом меня добрали, когда я остановился немного пожевать.

Впереди уже последние киллометры, сверху поливает уже серьезно и тут меня обходит Юдин, который и стартовал позже меня и в целом ранее не особо торопился. Сколько-то метров пытаюсь если уж не усидеть на колесе, то хотя бы ускориться и не потерять его из виду, но потом вспоминаю, что осталось уже немного и убиваться в ноль в пустых попытках — это как-то не очень умно. Поэтому до заветной таблички «Ленинградская область» доезжаю уже один.

Ленобласть встречает разбитой дорогой, где граница хорошего асфальта проходит ровно под разделителем «Корелия — ЛенОбласть». В этот момент начинается игра на ориентирование — мне нужно найти нужную тропку, по которой я попаду на финиш. Даже с навигатором тропка находится с трудом — я до последнего не верил, что это именно она. По таким узким грунтовым дорожкам я в детсве ездил на дедушким огрод. Дождь радости тоже не добавляет. Однако размыто не совсем в ноль и ехать получается более-менее нормально.

Попадаю на двор гостиничного комплекса, который является для нас финишем и не очень понимаю, что тут и как. Сначала хочу ломиться на ресепшен, но кто-то из приехавших ранее подсказывает мне, что нужно идти на задний двор и там отмечаться. Видимо дождь внес серьезные коррективы — все попрятались по разным навесам. Под нужным из них нахожу организаторов и сдаю бреветную карточку и оставшийся «финишный взнос». Мне же дают ручку и конверт. на котором я должен написать свой домашний адрес. После 1200км в седле почерк, мягко говоря, не самый хороший. Где-то в этот момент происходит очередная раздача конька, которую я, конечно же, не пропускаю.

Ну а потом мне слегка срывает крышу. В моей голове была одна картина финиша, а по факту получилось немного по другому. И из-за этого несоответсвия я выпадаю в какой-то негатив. Немного помогает звонок Максу — я выливаю все свои ощущения на него и становится как-то легче. Сейчас, почти полгода спустя, этот бардак на финише уже не кажется чем-то очень страшным. Да, была какая-то неизвестность, но не более того.


Вячеслав Беседин:
Эх, а мне коньяка на финише уже не досталось :)

Алексей Белогрудов:
Мне досталось. Хотя я и не пью коньяк, но тут он пошёл на УРА!
Для меня последние 30 км были самые сложные в психологическом плане. Морально Опустошён был полностью. Обычно перед финишем бревета открывается стопервое дыхание и еду бодренько на него. А тут все наоборот.

Роман Фомченков:
Мне тоже досталось, а пока ужинал, еще дважды наливали. Наверное вид был очень жалкий. Зато вышел из-за стола с отличным настроением

Вот таким вот для меня был марафон Вологда-Онега-Ладога 2016. Ну а теперь до встречи на Чуйском Тракте 2017.


В отчете использованы фотографии различных участников ВОЛ. Так как фотки подбирались в момент написания частей в соц. сетях, а длится эта эпопея с написанием почти полгода, то вспомнить какие откуда я не смогу. Так же в отчет попали некоторые из комментариев в социальных сетях к частям данного отчета.

13 комментариев

avatar
Это был большой, но очень интересный отчет!
Спасибо
avatar
Я этого монстра из готовых частей собирать устал. Как это читать за один раз — сложно представить.
avatar
Текст пока не осилил) но вот заинтересовался как содержание делать с ссылочками на нужные главы?
в перспективе может пригодится)
avatar
Я года два проставляю такое оглавление в закупочных постах, а ты только сейчас заметил.
При случае напишу короткий мануал по таким внутренним ссылкам.
avatar
точно, в закупочных было) уже запамятовал)
я в закупочных постах всегда по изображениям ориентируюсь, поэтому оглавлением как таковым не пользовался никогда)
avatar
Дочитал до КП9. Остальное на другой раз))

Мне вот Артём tema_mak интересно, ты о чем думаешь именно в дороге? тебя монотонность и сотни километров мелькающего под колесами асфальта (или других покрытий) не утомляет? )))

я за все свое катательное время максимум в день проезжал 160 км и это было утомительно не только (а может и не столько) физически, сколько именно психологчиески)
avatar
Да о чем только не думаешь. Да и нет там обычно монотонности, как таковой. Я же еду уткнувшись мордой в асфальт. На каких-то бреветах я с удовольствием гуляю по достопримечательностям, где-то еду в компании, часть пути болтая о всяком. Какие-то бреветы едутся как цель — я так последнюю 600-ку ехал. Под самый конец фана мало — жарко, градиент, машин много. Но надо делать SR-серию, надо вкатываться перед ВОЛом. А 400-ка под НиНо по жаре прошла на ура — только остановок в пути чуть больше, что бы водой заправиться. А под утро, ближе к финишу — вообще классно раскрутился.
Или вот ночной старт был — ты из Москвы выезжаешь в легкий такой рассвет — красота же неописуемая!
А еще плеер в ухе помогает не проваливаться в утомление. Или с навигатором играть в игру «догони точку при изменении масштаба».

Каждый раз — оно по разному. Тут нужно попробовать.
avatar
Или вот fleche первый раз ехал (это когда 24 часа крутишь) — интересно же новый формат попробовать! Плюс зачет командный — если я сойду, то все команде DNF или DNQ выставят. Тут как-то не до утомления — адреналин подстёгивает.
avatar
Осилил за пару дней, сильно! Артем молодец! Думаю не меня одного потянуло на велоприключения после прочтения, стимулирует. Ну и удачи на Чуйском тракте!!!
avatar
Так давай со мной! Не на 1200км сразу, а потихоньку — на 200км для начала. Где-то в середине-конце лета будут интересные двухсотки, массовые, когда народ уже вкатан более-менее
avatar
Пятак смогёт — это факт! ))
у него и нужные изотоники есть, если что)))))))))))
avatar
На Пятаковых изотониках лично я не доеду. На первом же спальном КП и сойду. За все два года только на одном КП делал хороший глоток медовухи у Шуватыча из стакана — а в остальном всегда без углеводов на маршруте ехал.
Хотя в своё время стало традицией 1-2 бакала темных углеводов в пятницу перед бреветом в себя загрузить. Не уверен, что помогало, но и не мешало сильно.

А некоторые катают и ни в чем себе не отказывают. Даже на дистанциях 1200+.
комментарий был удален
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.