Механический спидометр (обзор гаджета)

Дело шло к зиме. Катать было холодно. Но хотелось замутить от безделья в один из пятничных вечеров какую-нибудь фигню.
В итоге был найден механический велокомпьютер.


Сейчас, с развитием электроники и всевозможных предложений велокомьютеров как от ведущих производителей так и от совсем малоизвестных, необходимость в механических устройствах для измерения скорости и расстояния для велосипедов отпала. Но любители ретро и всякой неведомой фигни обязательно найдут в продаже подобный экземпляр, даже несмотря на то, что найти его довольно непросто. Обычные велокомпы продаются в любом спортивном магазине. А такой найти мне предоставилась возможность лишь дважды: на барахолке на Велобульваре 2013 и в Сокольниках одном из ларьков, где и был в итоге приобретен этот аппарат. Стоит он, несмотря на некоторую старомодность, громоздкость и неудобство при установке совсем как стандартный современный велокомп — что-то около 500 рублей. На Велобульваре с меня за него хотели взять еще больше, но с собой было предусмотрительно взято только 200 рублей.
Итак, по-порядку:
1) Комплектация: Сам счетчик. Тросик в рубашке, соединяющий «дисплей» со считывающим обороты колеса устройством, которое крепится на переднее колесо и одним концом упирается в спицы. Примечательно также и то, что сам сенсор имеет два отверстия под тросик: таким образом его можно установить как слева так и справа от колеса. Если установить неправильно, то при разгоне — стрелка будет вращаться в «минус», а если на одометре ноли — полагаю, можно сломать прибор. Или он поползет наоборот: 9999, 9998 и т.д.
2) Установка.
Установить такой аппарат оказывается непросто. Есть ряд ограничений. Основное: на большинство велосипедов этот аппарат установить просто не получится. Во-первых из-за того, что «сенсор», который считывает обороты колеса нужно надевать на ось переднего колеса. Ось должна быть без эксцентрика. Только та, которая крепится к вилке гайками.



Во-вторых: нужна жесткая вилка. Из-за особенности конструкции, современные амортизационные вилки слишком толстые, и из-за этого «сенсор» нормально ровно установить не получится. Или если получится, то с кучей проставочных шайб, из-за чего, в свою очередь, сенсор не дотянется до спиц или, что более вероятно — колесо невозможно будет вставить в дропауты вилки.

Я не сдавался и очень хотел попробовать этот аппарат в деле. После того, как был приобретен наконец подходящий (как мне казалось) велосипед — аппарат был установлен.



Велосипед не совсем подошел: дело в том, что он с 20 дюймовыми колесами. У него жесткая вилка, но от колеса до руля слишком большое расстояние. Этот тросик от механического спидометра оказался слишком коротким. Пришлось сильно занижать руль. Ехать так было возможно, но не очень удобно. Вот отсюда и третий пункт:
3) Короткий тросик. Так что, установка возможна при удовлетворении первых двух пунктов +длина тросика: максимум 24 дюйма колеса должны быть. 20 — подойдет, но только если за рулем будет ребёнок. Взрослому так нагибаться неудобно, особенно при поездке на дальняк. Да и кто поедет на дальняк на 20 дюймовых колёсах? )) Остается, конечно, BMX, но мне кажется те, кто катаются на BMX великах исповедуют иную философию, а именно: устанавливать как можно меньше всяких аксессуаров на велосипед, чтоб было легче дёргать баники и прочие трюки, чтоб велик был лёгким. Меньше деталей — меньше ломается.

И вот последний фактор, ограничивающий распространение подобных механических устройств от полноценной конкуренции с электронными спидометрами (помимо цены, разумеется, что является пунктом 5):
-Этот спидометр, и ему подобные, как правило запиливаются под конкретный размер колеса. В отличие от электронных девайсов, которые можно настроить под любой радиус и он будет правильно считать, этот аппарат настроен на заводе только под один какой-то размер. На коробке не указано на какой, но я полагаю, что на 26 дюймов. И так как этот аппарат произведен в Китае, где он стоит наверняка намного дешевле, его точность оставляет желать лучшего даже при установке на велосипед с 26 колесами.

На фото типа я еду, такой, быстро. На самом деле километров на 5 медленнее. Чем быстрее ехать — тем больше погрешность измерений.
Как показывает практика, в любом автомобиле спидометр «врёт». Зная это, я успешно езжу под камерами на максимальных скоростях, которые по спидометру превышают допустимые и не нарываюсь на штрафы, т.к. камера измеряет настоящие показатели скорости. То что я не получил никогда ни одного штрафа доказывает что я прав.
А на мотоцикле спидометр подвирает еще больше. Сам не проверял, но мне доложили, будто из-за вибрации если просто стоя на месте выжать газ на максимальные обороты, то стрелка спидометра сама поползет вверх!)) Поэтому ничего критичного нет если спидометр на велосипеде будет слегка врать. Скорости не очень большие. Но если есть возможность установить электронный спидометр, который будет дешевле, удобнее и точнее — то зачем нужно что-то другое, что будет врать и морочить голову?

Есть и еще одно условие. Так как эта штуковина механическая снимает показания скорости и расстояния с колеса «контактно», т.е. колесо, вращаясь, спицами проворачивает «сенсор», в котором вращается гранёный тросик, трущийся в местах изгибов о стенки рубашки, защищающей его от ржавчины, на что уже теряется затраченная на разгон энергия, а потом все это проворачивает стрелку спидометра и шестеренки одометров (их там 2) — в итоге, инерция качения велосипеда заметно падает. Вкручивать педали придется чаще.

Функционал:
Устройство оснащено двумя одометрами: общее расстояние и расстояние которое можно сбрасывать, вращая специальное колёсико сбоку на дисплее:



Показатели общего пробега не сбрасываются, но(!) стоит заметить, что если катить велосипед задом наперед — общий пробег будет скручиваться!!!
Забавно было представить, что все эти «услуги» по скручиванию пробега на автомобилях представляли бы собой такую наивную процедуру: типа какой-нибудь чувак садится в тачку и на специальном полигоне ездит по кругу на задней передаче пока голова не закружится, а потом его сменяет другой чувак и так далее пока пробег не скрутится )))) Но это все лирика. В автомобилях можно все это сделать проще. А вот с велоспидометром никто подобной фигней заморачиваться не станет да и нафиг оно нужно?
Но все же, до недавнего времени на автомобилях и мотоциклах ставились такие же механические приборы учета скорости и расстояния и возможно сейчас тоже, даже несмотря на то, что на приборной панели на многих современных машинах и мотоциклах не увидеть стрелок и колесиков с циферками как здесь. Но в велосипедном мире эти штуки почему-то не прижились.
А ведь согласитесь — удобно: никаких батареек не надо, никаких настроек. Возможно есть и настраиваемые модели механических спидометров типа этого, чтоб можно было подгонять под разные диаметры колес. Но мне лично такие не попадались. А если и попадется — цена наверняка будет совсем кусачей. Проще купить «Сигму» или «КАТАЙ» )))

Вот такая вот штуковина. Катайте!_)

7 комментариев

avatar
больше всего радует градуировка до 80 км/ч — видимо, сей агрегат расчитан был еще и на мопеды.
avatar
Не, не подойдет. У мопеда вилка толстая. Тут писал, что даже далеко не на всякий велосипед подойдет.
А то что разлинован до 80 — в машине тоже до 240 разметка, но это вовсе не значит, что такая машина реально поедет 240. Максимум 220. Если 220 максимум — значит около 190 поедет. А этот спидометр до 80 размечен. Я сам в молодости на ашан-байке до 73 разгонялся. Ничего необычного в том, что здесь до 80.
avatar
ы, хороший холм видимо был =)
avatar
Какая разница?
А что хорошего если разлиновать спидометр только до тех цифр, которые реально можно самому напедалировать? Ну, было бы там 45. А если горка — все, кранты. Навернется приборчик.
Кстати, стандартный велокомпьютер SIGMA рассчитан на велосипед, но народ его на эндуро-мотоциклы ставит. Те, у которых вообще приборов нет.
Да что уж там — на электробайк я себе поставил. Он каждый день 60 показывает. А если втопить с той же горочки где я на обычно веле в молодости 73 накрутил — электробайк сотню выдаст и SIGMA схавает!) Горка, кстати, так себе: Алтуфьевское шоссе, путепровод в сторону центра, то место, что проходит над съездом на ул. Декабристов.
avatar
я и не говорил, что надо максимум до 45 градуировать :). Меня просто порадовала сама панель сего спидометра :)
avatar
давно думал о ней, наконец то увидел, теперь в живую хоца посмотреть, забавная вещичка
avatar
В живую и на веле не получится увидеть. Она снова в коробке. Я ее разобрал в тот же день, ибо ни разу неудобно на велике со столь заниженным рулем ездить. Да и неточная для 20 дюймового колеса. Только с толку сбивает. Нужен другой вел, шоссер или советский старт-шоссе. Туда подойдет и врать не будет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.