По железнодорожным музеям Москвы

Катим) В этой экскурсии 3 музея: музей Московской дороги на Павелецкой, музей под открытым небом на Рижской и музей-депо у "Красного Балтийца".


Быстро собрав группу за 20 минут доезжаем до Павелецкой. Так как приехали заранее, то приходится подождать, пока музей откроется.


Если обычный музей начинается с гардероба, то этот музей начинается с гардероба с макетом Казанского вокзала., у которого народ моментом залип)).










С этого же макета начинается экскурсия. Кстати, кто замечал, что на вокзальных часах не цифры, а знаки Зодиака? Вот и я не знал, хотя очень часто и через ту площадь езжу и с самого вокзала поездить пришлось.




Модель паровоза Черепановых, реальный же паровоз (кстати, дровяной), был всего в два раза больше. Такие применялись на производстве для перевозок в пределах фабрики.




А вот так до революции выглядело купе первого класса: мягкий диван, коврик и санузел с ванной.




А посреди зала стоит вот такой паровоз, причём он необычен — топился мазутом, а не углём.
"Установленный в здании музея, паровоз построен в 1910 году. Экспонат является уникальным, единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0.
23 января 1924 года паровоз У127 провел траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы. В 1937 году после снятия с эксплуатации было решено сохранить его как памятник. Так он стал первым мемориальным паровозом."






Далее рассказывается история МЦК Малого кольца.


Изначально линия строилась для пассажирского движения, поэтому на каждой станции были построены красивые вокзалы, но уже через год оно было закрыто "за неимением пассажиров" — проезд стоил 4 р. 10 к, при стоимости дойной коровы 6 р. Тогда же, с созданием и началом производства "нормального товарного вагона" началось грузовое движение. позволявшее перевезти грузы по разным направлениям через Москву, минуя разгрузку на одном вокзале, доставку обозами до другого и погрузку.




Различные сигнальные устройства: фонари, флажки, петарды и тд.
Изначально фонари были красно-белые, но потом было решено белое стекло заменить на зелёное, на случай, если красное окажется разбитым и сигнал может быть понят неверно. Зелёный флажок был наоборот заменён на жёлтый из-за малой заметности зелёного цвета в сумерках и плохую погоду. Петарды (3 штуки) клались за километр от опасного или ремонтируемого участка, чтобы у поезда было время остановиться.


Винтовая сцепка. По словам экскурсовода такая до сих пор применяется в Европе.


Интересная электрическая система безопасности: так как дороги были однопутные, то при разрешении движения выдавался специальный жезл в держателе, позволявшем передать его на паровоз в том числе и на ходу, а точно такой же аппарат на следующей станции блокировался и выдать жезл и направить встречный поезд было нельзя, пока выданный на предыдущей станции не будет вставлен в заблокированный аппарат.


Телеграф — главное средство связи: без помех, да и столбы вдоль пути ставить было удобно.


Ещё немного экспонатов








Слушать можно реально долго, но надо ехать, следующий пункт — музей под открытым небом у Рижского вокзала.
Идём с опережением графика, даже есть время тормознуть у магазина.


И вот мы на Рижской. Дожидаемся экскурсовода — и вперёд =)


Один из первых экспонатов (кроме паровозов, конечно =) ) — вагон-теплушка военных лет. Аутентичный и реально применявшийся во время войны.






Диаметр колеса — 1 м 70 см. Товарищ ростом под 185 см для сравнения.


А вот в этот паровоз можно залезть…








После паровозной серии перемещаемся к санитарному вагону с полным объяснением что, как и для чего в нём.


Аптечный пункт.




Койки для раненых


Операционная и за ней обмывочная, она же морг, во время операций умирал каждый третий. Захоронения в братских могилах производились на ближайшей остановке.


Снегоочиститель (до метра выпавшего снега).


И дальше относительная современность, как например чешский электровоз, ЭР2 ("Глобус"), первая пассажирская электричка, ЭР200 и "Сокол".




1956 год. Двери открываются вручную, лавки — деревянные и узкие, расстояние между ними 36 см (сейчас не менее 70 см).


Далее нас запускают в вагон ЭР200. Ходил этот поезд до Петербурга, шёл 4 часа с копейкам, этакий советский "Сапсан". Изначально кресла делались разворачивающимися, чтобы в любом случае люди сидели по ходу движения, но скоро от этого отказались, сделав два ряда разнонаправленных кресел и увеличив количество пассажиров.




Имелся также вагон-ресторан с небольшим баром.




кстати, это был первый поезд с алюминиевым кузовом.


Так и не взлетевший "Сокол"


Экскурсия заканчивается у самого последнего паровоза паровой эпохи, нам пора ехать на бывшую станцию "Подмосковную", где расположен музей на территории паровозного депо с действующими паровозами.


Рывок от Рижской вдоль Третьего кольца мимо Савёловского вокзала, немного грязей весенних в Тимирязевском парке — и мы на месте, у станции "Красный Балтиец".


"Рост промышленного производства, утверждение капитализма и развитие торговли требовали связать Москву с Балтийскими портами. До открытия Виндавского (Рижского) вокзала "Подмосковная" служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву, а затем и в Ригу."


Экскурсия начинается с цеха, где до сих пор изготавливаются запчасти для ремонта.


На паровозе в разрезе объясняется принцип работы. Для того, чтобы полностью прогреть паровоз нужно не менее восьми часов, так что гасили их только перед отправкой на серьёзный ремонт.




Так получилось, что на одно время записали две группы. Пока дети мурыжат экскурсовода, можно немного побродить, позалипать на макет




на модели




и остальное.






Разворотный круг, в прекрасном рабочем состоянии, нам повезло попасть на заезд с его помощью крана для погрузки угля.












паровоз Черепановых — на этот раз в натуральную величину =)


Экскурсия переходит в дом начальника станции.




оттуда переходим в водонапорную башню






Далее — здание вокзала, воссозданное в бывшем административном корпусе.
Зал третьего класса: небольшое помещение, зеркало, деревянные скамейки.




Напротив зал 1 и 2 классов. На деле эти залы никогда не соединялись, дабы благородная публика не пересекалась с простолюдинами.


В нём имеется буфет






и телеграф.




В задней части здания — кабинет дежурного


И камера хранения (собачонка прилагается).


Вот такая душевная экскурсия получилась.

Реально стоит побывать.
сайт экспозиций

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.