Общественный транспорт Чехии (для велосипедистов)



АВИАПЕРЕЛЕТ
Различные авиакомпании совершенно по разному относятся к транспортировке велосипедов. Поэтому перед полетом важно иметь хотя бы общее представление о существующих форматах провоза двухколесного «коня». На данный момент существует два основных стандарта провоза багажа
«Weight concept» говорит о том, что стандартный провоз (авиакомпании могут его изменять, в том числе, в сторону улучшения) багажа такой: 30 кг в бизнес классе, 20 кг в экономе. Кроме этого, стандартные правила говорят, что в норму веса входит и ручная кладь. При этом в бизнес классе можно возить груз до 203 сантиметров по трем измерениям, а в эконом – 158
«Piece consept» позволяет пассажирам всех классов обслуживания бесплатный провоз двух мест багажа весом до 32 кг каждое. В сумме трех измерений размер места не должен превышать 158 см для эконом класса и 203 см — для первого и бизнес класса. Увы, веса и габариты не суммируются. То есть в 32 кг велосипед уложить просто. А вот в 158 см — малореально.
Требования данных форматов выполняются достаточно строго. Это объясняется тем, что многие перелеты осуществляются небольшими самолетами в которых предусмотрено строго определенное количество мест для негабаритного багажа. Особенно это критично если планируется путешествие группой.
Исходя из этого, можно определить основные правила общения с авиаперевозчиками:
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАРАНЕЕ СОГЛАСУЙТЕ ПЕРЕВОЗКУ ВЕЛОСИПЕДА!
Обычно, достаточно телефонного звонка или электронной заявки. Но, имейте ввиду, что подтверждение может занять несколько дней. Если вам дали согласие – стоит узнать заранее о необходимости доплаты за негабарит. У некоторых авиакомпаний при досрочной оплате такого багажа тариф существенно ниже, чем при оплате непосредственно на регистрации.
Если ваш перелет предусматривает стыковки – согласовывайте перевозку велосипеда С КАЖДЫМ авиаперевозчиком.
Далее – полезная информация, которой я пользовался при подготовке перелета от Федерации «ВелоПитер»
Авиавелофобы не любят перевозить велосипеды, и считают их негабаритным грузом. Штамп «негабарит» — это приговор к оплате всего веса данного негабарита, вне зависимости от того, сколько всего у вас багажа. Поясню: представьте себе ситуацию – вы летите покататься в солнечную Италию. У вас с собой рюкзак весом 5 кг, и велосипед весом 14 кг вместе с чехлом. Общий вес – 19 кг, при разрешенном – 20 кг. Однако ваш велосипед в чехле превышает габариты 158 см по сумме трех измерений (проверено – превышает). Значит, вы должны оплатить 14 кг перевеса. Обидно вдвойне – ведь в разрешенный к бесплатному провозу вес вы уложились! Если учесть, что перевес чаще всего измеряется в процентах от стоимости билета ( от 1 до 1.5 %), то ваш перелет подорожает на 14 процентов. Некоторые авиавелофобы, к тому же, берут не просто процент от вашего конкретного тарифа (а вы могли купить билет по какой-нибудь сниженной цене), а от некоего стандартного тарифа на данном направлении. То есть, выйдет еще дороже.
Авиавелофилы, несомненно, приятные компании. У них в правилах тоже есть записи о негабаритных грузах, но для велосипедов сделано исключение. В правилах черным по белому написано, что велосипед, как спортивное снаряжение, перевозится бесплатно, в счет нормы установленного багажа, и оплачивается только в том случае, если общий вес вашего багажа превышает установленную норму. Пример: вы собрались прокатиться по дождливой Исландии. Взяли с собой – велосипед в чехле (14 кг) и рюкзак с непромокаемыми вещами (14 кг). Итого – 28 кг. Значит, вам надо будет оплатить перевес всего в 3 кг
Нейтральные авиакомпании не выделяют перевозку велосипеда в отдельный класс. Другими словами, они могут быть как авиавелофилами, так и авиавелофобами, в зависимости от их требований к перевозке негабаритного багажа. Например, авиакомпания «Пулково» к негабаритному багажу относит такой, который превышает по сумме трех измерений 203 см и вес 32 кг. Думаю, что велосипед ваш весит меньше 32 кг, и упаковать его в 203 см тоже вполне реальное дело. А вот авиакомпания «Чешские авиалинии» ограничивает негабарит (в эконом классе) размером в 158 см по сумме трех измерений. В эту «так называемую сумму» велосипед не входит никак. Даже без колес и передней вилки.
Подготовка велосипеда к перелету:



Правила различных авиакомпаний предусматривают следующие варианты перевозки байков:
• В картонной коробке
• В мягком чехле в полуразобранном виде
Картонная коробка – крайне неудобная форма упаковки. Довольно трудно себе представить, что вы приедете в аэропорт своим ходом, или на общественном транспорте, имея с собой не только велосипед и багаж, но и коробку. В целом, жесткое требование авиакомпании применять картонную коробку – это повод лететь другой авиакомпанией.
Перевозка в мягком чехле – наиболее удобный способ доставки, но требующий небольшой предварительной подготовки самого велосипеда
• Вместо снятого переднего колеса стоит поставить пластиковую заглушку – такие поставляются с каждым новым велосипедом. Это позволяет обеспечить жесткость конструкции. Заглушку можно раздобыть в веломагазинах.
• Если у вас дисковые тормоза, то надо вставить распорку, чтобы колодки не вываливались.
• Снять обе педали, рога, полностью опустить (на больших рамах — снять) седло
• Полезно снять руль (в месте, где он крепится к выносу) и, не снимая тросов, приложить его к верхней трубе рамы с нижней ее стороны, где и зафиксировать скотчем или пластиковыми хомутиками. В некоторых авиакомпаниях это является требованием.
• Переднее колесо снимается, располагается сбоку от рамы с правой стороны и фиксируется скотчем или хомутами. Фиксация нужна чтобы части велосипеда не елозили друг по другу.
• Задний переключатель перебрасывается на предпоследнюю или последнюю (самую большую) звезду. Далее его можно рукой придвинуть к перу рамы и зафиксировать скотчем или хомутом.
• Сдувать колеса не требуется
• Иногда приходится демонтировать багажник – в случае, если вы летите аэровелофобской компанией. В любом случае, перевозить его лучше в велорюкзаке, а не с велосипедом.
• Обратите внимание на все эксцентрики и оси. При снятии колес и седла вы их ослабили – неровен час разболтаются и будут потеряны.
• Если по каким-то причинам вам приходится снимать заднее колесо (разумный человек этого по доброй воле не сделает), то крайне необходимо поставить вместо него пластиковую распорку.



Для перелетов в Чехию мы рассматривали два самых крупных перевозчика данного направления – АЭРОФЛОТ и ЧСА (Чешские авиалинии). Обе компании лояльны к велотуристам и считают провоз велосипеда по нормам стандартного багажа. Т.е. принимают к перевозке без дополнительной оплаты (если вы уложились в стандарт веса и размера) в мягком чехле. При упаковке достаточно снять переднее колесо, педали и привязать руль.
Предварительное согласование негабаритного багажа с АЭРОФЛОТОМ (сразу на прямой и обратный рейс) свелось к телефонной заявке, просят перезвонить через 3 часа для получения ответа

Общественный транспорт Чехии

Провоз велосипедов в сети Пражского интегрированного транспорта (Pražská integrovaná doprava — PID) абсолютно бесплатен! Но при этом, на различных видах транспорта действуют свои уникальные правила, которые необходимо учитывать.
В целом, система проезда на общественном транспорте в Чехии довольно сильно отличается от привычной россиянам. Как правило, приобретается билет, действующий в течение определенного времени на разных видах транспорта. Но нужно быть внимательным к ограничениям по возможности пересадок ( даже при переходе с одной линии метро на другую!) и зонам действия билета. Наиболее универсальный вариант – билет на 90 минут, стоимостью 32 кроны.
Билеты можно приобрести в кассах при входе в метро, газетных киосках и киосках Traffika. При входе в транспорт (автобус, трамвай, метро) его необходимо прокомпостировать, отметив время активации.



Трамвай (Прага)
Велосипед в пражских трамваях можно перевозить только на определенных отрезках пути, ведущих из центра в гору. В обратном направлении – от окраины к центру – перевозка велосипеда запрещена.
Транспортировка велосипедов разрешена в будние дни до 14:00 и после 19:00. В выходные и праздничные дни – в любое время.
Разрешенные маршруты:
• Anděl –> Kotlářka –> Řepy;
• Dejvická –> Divoká Šárka;
• Hradčanská –> Vozovna Střešovice –> Petřiny;
• Nádraží Holešovice –> Trojská –> Sídliště Ďáblice / Vozovna Kobylisy;
• Nádraží Modřany –> Sídliště Modřany;
• Palmovka –> Bulovka –> Sídliště Ďáblice / Vozovna Kobylisy;
• Smíchovské nádraží –> Sídliště Barrandov;
• Palmovka –> Ohrada (только прямым маршрутом в направлении остановки Spojovací);
• Hradčanská / Brusnice –> Malovanka –> Vypich –> Bílá Hora;
• Náměstí Bratří Synků – Vozovna Pankrác;

При приближении трамвая к остановке, велосипедист должен подать сигнал водителю вытянутой рукой. Посадка в переполненный трамвай не допускается.
Согласно правилам, в трамвае велосипед следует ставить на площадку для инвалидных и детских колясок. В старых вагонах она находятся в конце салона, в новых сочлененных трамваях – в середине. На каждой такой площадке можно перевозить максимально два велосипеда.
При этом стоит учитывать, что велосипедист всегда должен уступать место инвалидной или детской коляске.
Если вы видите, что площадка трамвая уже занята друзьями-велосипедистами, детской или инвалидной коляской – придется подождать следующего.



Метро (Прага)
Транспортировка велосипедов разрешается на задней площадке каждого вагона по направлению движения поезда. Максимально в вагоне допускается перевозка двух велосипедов, инвалидных или детских колясок.
Причем приоритет имеют две последние категории пассажиров. Поэтому если вы видите, что кроме вас в вагон собираются зайти две мамочки с детскими колясками, пропустите их вперед и направляйтесь в другой вагон. Кроме того правила запрещают велосипедисту создавать неудобства другим пассажирам. Если вы видите, что состав полон людей, дождитесь следующего поезда.
Во время езды велосипед следует разместить таким образом, чтобы он не качался и не упал в случае резкого торможения поезда. Лучше всего поставить его перпендикулярно направлению движения, прислонив к задней стене (в случае последнего вагона), или в нише правых дверей, предварительно вывернув руль. При этом стоит помнить, что на станциях Hlavní nádraží, Vyšehrad, Střížkov, Rajská Zahrada, Černý Most высадка и посадка пассажиров осуществляется нестандартно – как раз через правые двери.
Лифт в метро
Официально перевозка велосипедов в лифтах метро разрешена только на станциях Skalka, Černý Most, Letňany, Pankrác, Prosek, Střížkov, Ládví, Pankrác, Chodov и Háje. В остальных случаях велосипедисту запрещено пользоваться лифтами. Однако на практике, все сводится к размеру кабины. Если лифт достаточно просторный и велосипед не создаст неудобств остальным пассажирам, вы можете смело воспользоваться им.
Эскалатор
Всегда ставьте велосипед на ступени эскалатора обоими колесами, держите его за руль, нажимая при этом на тормоза. Когда едете вниз, встаньте ближе к рулю, и наоборот дальше при движении наверх. Так будет легче удержать наклонившийся велосипед.



Автобус
С 1 сентября 2013 года в городских автобусах Праги разрешен провоз складных велосипедов (с размером колес до 24 дюймов) самокатов и детских велосипедов. Провоз крупногабаритных велосипедов по-прежнему под запретом.
Автобус Airport Express
Добраться до Пражского аэропорта имени Вацлава Гавела можно на специальном автобусе Airport Express, который выполняет маршрут Hlavní nádraží – Dejvická – Terminál 1 – Terminál 2 – Letiště. В нем возможен провоз велосипедов, подготовленных к транспортировке самолетом.
Если вы, напротив – только прилетели в Прагу, при выходе из Терминала 1 аэропорта Вацлава Гавела (большинство международных рейсов прибывают именно туда) вы сразу увидите длинный ряд автобусных остановок. Нужная – крайняя справа, маркированная буквами AE (Airport Express ).
В обоих направлениях автобус отходит с интервалом в 15-20 минут.
Провоз велосипеда в таком автобусе бесплатный, а вот для проезда придется купить специальный билет PID. Базовая стоимость взрослого билета — 60 Kč, детского – 40 Kč. В случае посадки на остановке Dejvická: 40 и 20 Kč соответственно. Билеты на городской общественный транспорт здесь не действуют. Приобретать билет лучше в кассах аэропорта или Главного вокзала – выйдет немного дешевле, чем у водителя.



Фуникулер
В пражском фуникулере на холме Петршин разрешается перевозка двух велосипедов на специально обозначенной площадке. Однако это возможно только при небольшом числе пассажиров. Перед посадкой необходимо спросить разрешение вожатого фуникулера.
Паром
В Праге в рамках городского общественного транспорта действует речная переправа. Доставить ваш велосипед на другой берег Влтавы помогут пять специальных лодок. Паром на окраине города, где мостов не так много, может значительно сократить путь.
Пражский паром обслуживает следующие трассы:
• P1 Sedlec — Zámky
• P2 V Podbabě — Podhoří
• P3 Lihovar — Veslařský ostrov
• P5 Císařská louka — Výtoň
• P6 Lahovičky – Nádraží Modřany
Все они, кроме P5 (с апреля по октябрь) работают круглый год. На речных паромах, также как и на фуникулере, действует обычный бумажный билет на общественный транспорт Праги.



Железнодорожный транспорт
В Чехии разветвленная сеть железных дорог и, при необходимости, ей удобно воспользоваться. Однако, наличие у вас велосипеда вносит дополнительные ограничения. Большинство местных поездов курсируют «двойками» — локомотив и вагон. Соответственно, шансов влезть в единственный вагон, да еще с негабаритным багажом, не слишком высоки. Иногда вам продадут в кассе лишь персональный билет, сказав, что велосипед вы оплатите проводнику «если вас посадят».
Удобный ресурс для построения маршрута (включая подробную информацию по пересадкам ): jizdnirady.idnes.cz/vlaky/spojeni/. Здесь же можно планировать переезды и стыковки различных видов транспорта.

Пригородные поезда
На всех железнодорожных линиях входящих в PID, перевозка велосипедов бесплатна. Они приравниваются к ручной клади. При этом относительно транспортировки велосипедов поезда делятся на две категории:
1) С расширенным сервисом перевозки велосипедов (в расписании обозначается символом велосипеда). В этих поездах велосипед можно взять непосредственно в пассажирский салон. В вагоне для этого отведены специальные места.
2) Со стандартным сервисом перевозки велосипедов. Во всех остальных поездах велосипед придется ставить в пространстве входных дверей. Причем на одной такой площадке допускается транспортировка максимально двух велосипедов. Однако на практике этим правилом часто пренебрегают. Мы загрузились в один вагон с 7 (!!!) велосипедами. Проводница лишь улыбнулась и сказала: «Сами же так поедете!»
Междугородние поезда
Транспортировка велосипедов в междугородних чешских поездах, не входящих в сеть Пражского интегрированного транспорта, платная. Велосипеды необходимо размещать на специальной площадке, подвешенными за переднее колесо.
Система B+R
Иногда гораздо удобней не возить велосипед с собой в общественном транспорте, а оставить его у ближайшей станции метро и продолжить путешествие налегке. Для этих целей в Праге создана система Bike & Ride (B+R). Смысл ее заключается в том, что у некоторых станций метро, вокзалов и железнодорожных платформ созданы бесплатные велосипедные парковки.
Проще говоря, это велосипедный аналог перехватывающих парковок для автомобилей, которые в Праге называется Park & Ride (P+R).
Охраняемые велостоянки расположены рядом с вокзалами Běchovice и Radotín, а также со станциями метро Černý Most, Rajská Zahrada, Nové Butovice, Zličín, Letňany, Ládví, Nádraží Holešovice, Opatov, Depo Hostivař, Skalka.
Для пользования такой велопарковкой велосипедист должен обратиться к администратору или сотруднику парковки с просьбой выдать парковочную карту, за которую нужно внести залог в 20 Kč. Выдача велосипеда будет производиться только по предъявлению данной карты. Если владелец велосипеда не заберет его до закрытия парковки (нерабочее время от 01:00 до 04:00), он должен будет заплатить сумму в размере 100 Kč. В остальных случаях велопарковка предоставляется бесплатно.



Дополнительные возможности
«Велоавтобус» (Cyklobus)
Это автобус, специально оборудованный для перевозки велосипедов. В пригородах Праги он курсирует по маршруту Dobřichovice, nádraží – Černolice – Řitka – Mníšek pod Brdy, náměstí – Mníšek pod Brdy, Kaple – Kytín только по выходным и праздничным дням с начала апреля до начала октября.
«Велоавтобус» призван облегчить жизнь велосипедистам, живущим в отдаленных районах города. Он вмещает 25 велосипедов, за их провоз каждого из них придется заплатить 16 крон.

«Велопоезд» (Cyklovlak)
Курсирует по маршруту Praha Masarykovo nádraží – Praha-Dejvice – Hostivice – Středokluky – Podlešín – Slaný в период от конца марта до конца октября. «Велопоезд» обычно состоит из двух вагонов, один из которых оборудован специальными площадками для транспортировки велосипедов (за счет снижения количества сидячих мест).

Велопоезд Прага
Время отправления поезда Praha Masarykovo nádraží — Slaný: 09:10, 13:41;
Время отправления поезда Slaný — Praha Masarykovo nádraží: 11:31, 17:10;

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.