Что ждет туриста в велопоходе?

Итак, вы собрались в первый поход на велосипеде. Дата назначена, палатка куплена, рюкзак с провизией готов. Теперь самое время узнать, как сделать так, чтобы от дебютного велопохода остались только приятные впечатления. Как правильно ехать, чтобы не устать, как дышать, как действовать в случае поломки и какие опасности подстерегают велотуриста, вы прочтете в этой статье.



Как подготовить велосипед

Во время велопохода вам придется, скорее всего, проехать не один десяток километров, поэтому надо позаботиться, чтобы на велосипеде вы чувствовали себя комфортно. Для начала необходимо отрегулировать сидушку под ваш рост. Поднимите или опустите ее так, чтобы колени были едва согнуты. Ноги не должны болтаться и колени не должны быть согнутыми, как у кузнечика, в противном случае будет дополнительная нагрузка на суставы коленей.

Шины лучше накачивать так, чтобы они не были ни мягкими, ни слишком твердыми. Если перекачаете, рискуете получить прокол на остром камне или сама шина может лопнуть. Но и жалеть воздуха не стоит. В зимнем велопоходе по Крыму, года два назад, я накачал шины недостаточно хорошо. В итоге из-за недостатка атмосфер в шинах при большом весе на багажник я крутил в два раза больше и всегда ехал позади, а ехали мы по серпантину сплошного крутого подъема целых 8 км. Когда оставалось доехать пару километров до возвышенности, я уже весь выдохся и просто шел пешком, и товарищам пришлось меня дожидаться. Затем был крутой 10-километровый спуск, но даже здесь мне приходилось вкручивать, чтобы держать скорость и не отставать. Я долго ломал голову, когда мы приехали в гостиницу, что не так, грешил на свое никудышное физическое состояние и какую-то таинственную неисправность в велосипеде, пока мне не сказали подкачать шины. Закачав еще полторы атмосферы, остальную поездку по Крыму я уже ехал со всеми.

Крылья на велосипеде — это не обязательный элемент в велопоходе, но для комфортной езды они важны. Благодаря им после дождя ваша спина, лицо и велосумка останутся чистыми и сухими. Когда вы будете ехать по гравию, крылья защитят вас от попадания камней в лицо. Заднее крыло должно быть достаточно длинным, и хорошо, если он будет обтекать колесо. У меня длинное крыло, но брызги воды вперемешку с грязью все равно на скорости достают до моей спины

Не менее важно перед походом осмотреть вашего коня на предмет износа, мелких и не очень поломок и исправить их. Если вы не умеете, то лучше отдать в велосервис, где вам проведут технический осмотр, настроят, смажут. Если будут какие-то неисправности, то подскажут, какие детали уже износились и за отдельную плату заменят эту деталь. В выборе велосервиса нужно быть внимательным. Некоторые работают недобросовестно, так и норовят обмануть и нагреть на денежку. Лучше поспрашивать в группе велоклубов или на сайтах посмотреть рекомендации, какие сервисы в почете, а какие не очень.



Как ехать

Когда вы крутите педали, вам должно быть комфортно. Усилий быть не должно: при таком варианте вы много не проедете, а если и проедете, то через какое-то время начнутся судороги в ногах или боли в коленях. (Если это произошло, то лучше остановиться и немного отдохнуть, затем сделать растяжку и помассировать ноги.) Когда же вы, наоборот, поставите минимальную передачу и будете крутить педали очень быстро, то выдохнетесь еще быстрее и будете немного подпрыгивать в седле, в чем тоже нет ничего хорошего. Следовательно, нужно найти передачу, комфортную для вас. Хорошо, если вы к тому же будете ехать с накатом, это замечательно экономит силы: разогнались — и перестаете крутить педали, чувствуете, что начали терять скорость, — снова разгоняетесь.

Когда вы поднимаетесь в небольшую горку, то можно крутить по три оборота: сделали два оборота — на третий нажмите педаль посильнее, затем езжайте накатом. Накат будет недолгим, но этого хватит, чтобы немного отдохнули ноги. Чередуйте толчковые ноги, не завершайте оборот только одной ногой, иначе она быстро устанет, а за ней и вторая. Чувствуете что устали от монотонности, а подъем все не кончается? Встаньте и делайте то же самое и так же меняйте толчковую ногу. Я так проехал 6 км сплошного подъема и чувствовал, что могу еще столько же проехать. Если горка крутая и с накатом заехать не получится, крутите постоянно, но не забудьте перед подъемом перейти на пониженную передачу: на подъеме это сделать будет тяжелее, да и цепь можете порвать. Если очень крутой подъем, то лучше зайти пешком, сил сэкономите очень много. При крутом спуске держите большое расстояние от других велосипедистов. Если чувствуете, что едете слишком быстро, притормозите задним тормозом. Не пытайтесь обогнать товарищей, иначе вас может сбить летящий сзади автомобиль.

Дышать во время езды следует носом, а выдыхать ртом: много пыли поднимается вверх, лучше будет, если пыль не будет попадать в легкие, да еще и выносливость таким образом тренируется. Когда поднимаетесь в горку, то дыхание неминуемо сбивается. Во время подъема дышать лучше так: втягиваете носом воздух по максимуму, на 2–3 секунды задерживаете дыхание, затем быстро и как можно резче выдыхаете через рот. Через какое-то время вы поймете, что воздуха вам хватает с избытком, и не будете высовывать язык на плечо.

Пить нужно каждые 15–20 минут, даже если вы этого не хотите, делайте по небольшому глотку и полощите немного во рту. Глотайте по чуть-чуть: так насыщение влагой будет более эффективно. Это нужно для ваших коленных суставов так же, как смазка для цепи: меньше трения и колени больше прослужат.

Есть куча литературы о правильности педалирования и посадки на велосипеде, рекомендую почитать, может, найдете еще что-нибудь полезное. Велосипед — дело серьезное, и если неправильно его использовать, то можно серьезно повредить свое здоровье и даже стать инвалидом. Как бы странно это ни звучало для некоторых, все же это так, и есть много печальных примеров. У меня самого в какой-то момент возникли проблемы с коленями, они начали болеть даже без нагрузки, но потом растяжка и гимнастика помогли.



Поломка во время велопохода

Рано или поздно поломка вас настигнет, это может быть не только обычный прокол, но и что-то серьезное. Например, может порваться цепь, отвалиться петух (металлический кронштейн, на который крепится задний переключатель), развалиться багажник. Много еще всяких неприятностей может произойти, и к ним лучше быть готовым.

Даже идеально подготовленный велосипед не гарантирует отсутствия поломок во время похода. Самое распространенное — это проколы, причем проколов может случиться много. Будьте готовы как минимум к двум и обязательно возьмите с собой запасные велокамеры и заплатки. Также понадобится насос и монтажки, ну и хорошо еще взять перчатки, чтобы руки не пачкать. Велокамера служит для оперативной замены на проколотую, а заплатки нужны, чтобы заклеить уже в лагере проколотую велокамеру, дабы на следующий день не остаться без запаски. Хорошо ещё взять с собой выжимку для случайно порванной цепи и сломанного петуха, обычно у организатора он имеется, но не у каждого, к сожалению. Если вы не умеете устранять проколы, обращаться с выжимкой, это не беда, вам обязательно поможет кто-нибудь из участников велопохода, замыкающий или сам организатор. Смотрите, учитесь, вам это пригодится.

Если такие поломки, как проколы, можно исправить быстро, то некоторые, такие как сломанный эксцентрик, так просто не ликвидируешь, и придется ловить транспорт и ехать назад или до лагеря уже на машине. На этот случай хорошо иметь с собой большие мусорные мешки, чтобы упаковать свой велосипед в них и не пачкать салон, в противном случае вас могут не подвезти. И, конечно же, пригодится запас наличности за перевоз покалеченного коня и вас в придачу.

Про опасности, подстерегающие на дороге и в лесу

На дороге самая страшная опасность — это машины, пьяные, водители под наркотиками, психически больные люди и др. Велосипедисту важно быть как можно более заметным на дороге: яркая одежда, задние и передние фонари, отражающий свет материал поможет вам. Соблюдайте ПДД и помните, что вас может сбить и другой велосипедист. Если зазеваетесь, осматривая пейзажи вокруг, вы можете и сами сбить кого-нибудь.

Еще одна опасность в велопоходе — это собаки. Четвероногие друзья — большие любители полаять на проезжающих велосипедистов, некоторые лаем не ограничиваются и с радостью побегут за вами, многие рады будут куснуть за ногу. Когда вы едете на велосипеде, то для собак вы дичь, которую они не прочь попробовать на вкус. Не все стремятся съесть вас, некоторые просто отгоняют от своей территории или от своих щенков. Но все же даже крошечный песик представляет угрозу. На одной покатушке я увидел огромный длинный шрам на ноге у одного из организаторов «32 спиц» и спросил его, откуда такая красота. Он поведал о маленькой собачке, которая побежала за ним и, прыгнув на ногу, зацепила клыком. Меня еще ни разу не кусали за ногу, да и вообще не кусали, хотя попыток было много. Я просто прибавлял скорость и уезжал от погони, а если не получалось, то просто всячески им показывал, что я не дичь.

Трудно, конечно уехать от собак, когда вы едете в горку. Если вдруг вас застали врасплох, то лучше слезть с велосипеда. Тогда для собак вы превратитесь в обычного человека и вас перестанут пытаться куснуть. Если же это не помогло да еще на вас огрызнулась стая, то лучше встать спиной к какому-нибудь препятствию: стенке или забору — и поставить пред собой велосипед. Зовите на помощь, не показывайте страх и огрызайтесь в ответ — так вы выиграете время.

Некоторые рекомендуют во время езды резко остановиться, нажав задний тормоз и ударить собаку ногой в нос. Это может показаться некоторым не гуманно, а для кого-то такой прием приведет к падению, хотя даже опытные велосипедисты могут упасть при таком маневре и в итоге будут покусанными на радость собаке. Очень действенен электрошокер, причем им не обязательно касаться собаки и бить ее электричеством, достаточно выстрелить зарядом в воздух. Даже сами производители пишут, что электрошокеры хороши от нападения собак, достаточно лишь пощелкать шокером в воздухе. Я защищался с помощью шокера как от голодных одиночек, так и от стаи собак и ни разу не был покусан. Говорят, хорошо помогает также перцовый баллончик, но сам я это средство не испытывал.

В лесу опасность в основном заключается в полчищах кровососущих насекомых. Берите с собой средства от насекомых, клещей, мошкары, слепней, комаров.

Есть и риск заблудиться. Обычно навигацией занимается организатор, который знает куда ехать или имеет навигатор, карту или компас. Так что, если вы решите отсоединиться от группы, то о навигации на местности лучше позаботиться самому еще дома. На всякий случай предупредите родных и друзей, куда вы отправляетесь и когда вернетесь. Это нужно, если произойдет ЧП и вы потеряетесь или случится природная или техногенная катастрофа, например лесной пожар или оползень. В этом случае за вами вышлют МЧС и спасательную экспедицию на примерную точку на карте.

Не оставляйте еду на поляне или возле костра на ночь: могут прийти животные, в том числе крупные хищники (смотря куда вы едете). Убирайте еду в тамбур палатки или в саму палатку или вешайте на дерево. На озере Глубоком к нам пришли кабаны ночью, хотя мы всю еду убрали. Пришли, видать, на свое любимое место, а мы такие лагерь тут поставили. Они просто потоптались и тихо ушли, оставив у палатки мнение о непрошеных гостях. Наутро мы увидели следы копыт и переработанную еду. Кстати, если увидите экскременты, по форме похожие на желуди, значит, в этих местах водятся кабаны.

Еще одну опасность могут представлять местные воришки, которые живут недалеко от места, где вы разбили лагерь, в поселке, деревне или селе. Они могут ночью к вам прийти и утащить велосипед и все, что плохо лежит, поэтому берите с собой велозамки да получше. Трос, каким бы толстый он ни был, легко перекусить. Приобретите лучше небольшую цепь или тот же трос, только закрытый металлическими цилиндрами. Они чуть тяжелее будут, зато надежнее, а цепью можно еще защищаться.

В заключение могу сказать, что многие трудности, проблемы, опасности меркнут по сравнению с теми яркими, насыщенными и позитивными впечатлениями от велопохода, которые вы не найдете, играя в компьютере или попивая пивко на лавке с друзьями. Это вам и приключения, и новые впечатления, и интересные события, о которых вы будете рассказывать и вспоминать очень долго. Вы закалитесь и заметите, что болеть стали намного меньше.

Так что, если вы все не решаетесь поехать в велопоход — смело действуйте, это того стоит. Да поможет вам моя инструкция!

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.