Велопоход для начинающих. Что взять с собой?

Итак, вы собрались в небольшой велопоход. На выходные или максимум на неделю – рекомендую для первого опыта выбирать поездку как можно короче.



Если вы собрались в велопоход летом, в жаркую погоду, достаточно минимального снаряжения. В холода лучше обеспечить себя вещами по полной программе. Да и для комфортного велопохода лучше брать все, что рекомендуют в списке личного снаряжения.

Обычно этот список выглядит так:

исправное средство передвижения;
КЛМН (кружка, ложка, миска, нож);
непромокаемая обувь и одежда;
личная аптечка и предметы гигиены;
паспорт (лучше заверенную у нотариуса копию);
полис медицинского страхования (или хотя бы записать его номер);
фонарик (лучше налобный);
теплая одежда в лагерь (флиска / свитер и т.п.);
мази или спреи от насекомых;
головной убор;
пенка / туристический коврик;
спальник;
крылья на велосипед;
ремнабор (насос, заплатки, мультиключ);
запасные камеры (не менее 2 шт.);
велоперчатки, велоочки и велошлем;
солнце-ветрозащитные очки.
Затем распределяют общественное снаряжение и продукты. К групповому снаряжению относятся каны, топор или так называемая ручная карманная пила, дополнительная палатка. Воду запасают, на случай если не будет чистого водоема рядом с лагерем. Еда закупается в магазинах по маршруту, если таковые будут. Если совсем глушь, то организаторы на авось не полагаются, а закупают провизию в том населенном пункте, где живут, или пишут список в группу, и каждый закупает свою часть провизии заранее.

Что есть до, после и во время похода на велосипеде

Что, когда, сколько есть – это очень обширная тема. Я выделю некоторые важные аспекты питания в велопоходе. Итак, в велопоходе небольшой интенсивности и небольшого километража вы потратите где-то 3000–4000 калорий, а то и 5000 (если лайтовый поход превратится в велопоход на выживание, скажем, из-за непогоды). Вашей изначальной энергии для нормальной езды в походе хватит примерно на 90 минут, затем топливо закончится, и вы будете чувствовать усталость, раздражение, у вас появится агрессия, а мозг начнет плохо соображать. Чтобы не навредить вашему разуму и телу, важно правильно и вовремя есть.

Необходимо есть каждые 30 минут еду, которая содержит много углеводов и мало жиров. Пища, в которой много жиров, богата на калории, но не подходит для велопохода: организму требуется много углеводов, а он тратит их на расщепление пищи, тратит энергию и делает это медленно, тогда как углеводы нужны в быстром доступе. Для этого хороши фитнес-батончики («сникерсы», «марсы» и т. п. не подойдут), бананы, сухофрукты. Берите по своему вкусу и предпочтениям и смотрите на калорийность: чем больше, тем лучше. Не забывайте запивать достаточным количеством воды, иначе процесс переваривания будет проходить медленнее.

Пока вы не выехали из своего дома, нужно поесть то, что вы едите обычно по утрам, но немного в большем количестве. Если не хватает времени или вы не привыкли есть по утрам, то обязательно возьмите с собой еду, чтобы можно было хорошо подкрепиться в электричке.

После того как вы приехали на место стоянки, необходимо в течение 30 минут съесть достаточное количество еды, богатой теми же углеводами, 1 грамм углеводов на каждый килограмм вашего тела. Я вешу 67 кг, значит, мне подойдет батончик с 68–71 г углеводов. Если вам надоели батончики и сухофрукты, можно заранее или на месте разбавить натуральный мед водой. В 100 г меда содержаться около 81 г углеводов. Если вы не уложились в 30 минут, после того как слезли с велосипеда, значит, на следующий день будете чувствовать себя не ахти как. А если поездка была особенно сложной, то наутро вы будете чувствовать себя ужасно и дальнейшая езда будет приносить вам боль и страдание. После 30 минут будет поздно, и кушайте не кушайте, а организм уже не сможет в должной мере восстановиться.

Бывают случаи, когда магазины, закупиться в которых вы надеялись, неожиданно оказываются закрытыми. И в итоге вы остаетесь без еды, промахав перед этим километров так 80. Голодны просто жуть! Тогда вас выручит неприкосновенный запас, который лучше всего брать на всякий вот такой случай.

Неприкосновенный запас можно сделать из орехов, шоколада и батончиков. Я раньше брал 600 грамм каши гречневой и банку тушенки, это оказалось не очень удобно использовать под неприкосновенный запас, т.к для приготовления требуется определенное количество воды, а с собой остается мало после дороги. Неприкосновенный запас из батончиков заканчивался во время перекусов и угощений девчонкам, поэтому я стал брать рыбу в консервах, кильку, тюльку и 1–2 консервные банки каши гречневой с тушенкой. Еще маленькие пакетики каши овсяной хороши: много воды не требуют и места почти не занимают.

Экстренный запас может быть разным. Если у вас и так много вещей и тяжелый груз, тогда запас стоит делать из еды, не содержащей воду, и от консервов лучше отказаться.

Снаряжение и одежда



Снаряжение вместе весит довольно много. Все размещается, конечно, на велосипеде, но все равно на некоторых маршрутах велосипед порой приходится тащить на руках. Например, в одной из моих поездок мы почти полдня тащили и перемахивали груженые велосипеды через поваленные деревья, да еще и по снегу. Так что, если у вас больная спина, то лучше или брать все по минимуму, или договариваться с друзьями и организаторами, чтобы вам не давали общественную снарягу и еду. Так ездят многие, кто-то со сломанной ключицей, кто-то с больной спиной, возмущений и руганей из-за этого не бывает, все относятся с пониманием.

В необходимом наборе для ремонта велосипеда, как заявлено в списке, должно находиться следующее: заплатки, мультиключ и насос. Хороший набор для ремонта, как правило, обеспечивают организаторы, и тащить все на своем горбу нет необходимости.

Что насчет одежды, то смотрите по погоде, сколько теплых вещей брать. Даже если вы едете жарким летом, когда днем плюс 40, теплые вещи лишними не будут – возьмите с собой термобелье (верх и низ) или любые теплые штаны, свитер (желательно из флиса, легкий и теплый) и непромокаемую одежду: штаны и штормовку, обувь. Ночью в лесу, особенно возле водоемов, обычно очень холодно. Под утро еще холоднее, даже если это теплая ночь, поэтому спальником не нужно пренебрегать.

Вещи, спальник, ценности укладывайте в гермомешки или пакеты, на случай дождя, даже если не обещали. В походе от Твери до Старицских пещер – общая протяженность маршрута около100 км – где-то через 20 км после старта начался дождь и не прекращался всю дорогу. Шел он до тех пор, пока мы не доехали до пещер, а затем, когда мы взобрались на холм, немного расслабились и начали ставить лагерь, пошел даже не ливень, а какой-то столб воды. Хорошо, что мы поставили лагерь на возвышенности, иначе нас затопило бы. В итоге вещи и спальники были абсолютно мокрые у всех, кроме меня: я предусмотрительно все снаряжение упаковал в гермомешок.

Нужны ли в походе велоперчатки? Нужны. Если вы вдруг упадете на асфальт или гравий, то велоперчатки вам сохранят кожу на руках. Если велоперчаток нет, наденьте обычные дачные. И в любом случае их возьмите: пригодятся, когда пойдете за дровами.
Что касается непромокаемой одежды, то она должна хорошо держать воду. Хорошо, если это штормовка прорезиненная и есть прочные непромокаемые штаны. Непрочные штаны превратятся в лохмотья. В походе за грибами у меня и моего приятеля непромокаемые штаны тем больше рвались, чем дальше мы заходили в лес, пока не пришлось снимать с мокрых ног куски болтающихся штанин.

Неплохо с собой брать газовую горелку с небольшим баллоном. Очень функциональная вещь: еду приготовить, чай сделать можно, палатку обогреть и вещи высушить заодно. Особенно классно зимой в однослойной палатке, очень тепло. Можно с помощью двух горелок сделать баню, например, – только будьте аккуратны, не сожгите палатку. Некоторые покупают газовую лампу: намного безопаснее, нет открытого огня и так же тепло.

При выборе палатки смотрите не только на водостойкость, но и на вес: по-хорошему, он не должен превышать 2 кг. Потом уже обращайте внимание на качество дна, дуг и москитной сетки. Если вы выбрали палатку без тамбура, то во время дождя, когда вы будете заходить в палатку и выходить из нее, вода непременно будет попадать внутрь. К тому же вам придется жить в тесноте вместе со своими вещами.

Тут вас выручит тент: под ним и вещи можно спрятать, и от жары летом спастись. Повесили над палаткой – и вуаля! Если помимо тента еще и тамбур есть, то можно даже велосипед спрятать. Ну и вдобавок тент служит как дополнительная защита от сильного ветра. Тент можно крутить и вертеть как угодно, применений масса, главное – смекалка. Популярный турист и видеоблогер Григорий Соколов как-то показывал, как можно сделать из тента парус и довольно быстро перемещаться по льду на санях, причем делал еще паровозик из саней и катал детишек.



Как пользоваться велоаптечкой?

Велоаптечку (имеется в виду медицинская аптечка, а не набор для ремонта велосипеда. – Прим. ред.) мало просто взять с собой – надо уметь ей пользоваться. Как правило, в велопоходе аптечка находится у замыкающего, и этот человек знает, как оказывать первую помощь. Но бывает всякое: замыкающий устал, обогнал вас, вы упали и серьезно повредились. Если вы в сознании и можете как-то двигаться, то лучше знать, как обработать рану до прибытия врачей. Рекомендую посмотреть на YouTube видеоролики или почитать литературу, как действовать в случае аварии. А еще лучше не пожалеть времени и денег и пойти на курсы оказания первой помощи: теория хорошо, а практику ничто не заменит.

Индивидуальная аптечка состоит из обезболивающего, медицинских перчаток, обеззараживающего, бинтов разных размеров, пластырей различных размеров, мази от ожогов, средств против отравления и глазных капель. Групповую аптечку берет организатор и помощники организатора. Если у вас есть аллергия или какое-то особенное заболевание вроде астмы, то обязательно берите необходимые лекарства с собой: аптек поблизости может не быть. Можете купить маленькую автомобильную аптечку, там будут материалы для остановки кровотечения и устройство для проведения искусственного дыхания. Вам останется только добавить туда все остальное. Какие лекарства лучше брать, спросите у организаторов / аптекарей / шаманов: всевозможных таблеток, мазей и суспензий очень много, у каждого препарата свои плюсы и минусы, есть и побочные действия, поэтому мнения насчет выбора лекарств редко совпадают.

В следующей статье я расскажу, как экономить силы при педалировании, как настроить велосипед и какие опасности подстерегают велосипедиста в походе.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.