Как подобрать велосипед для похода

Питерский турист Иван Белолипский, известный своей страстью к велосипедным походам, делится советами, которые помогут подготовиться к предстоящему сезону:
«Пока на улице зима, предлагаю подумать над тем, какой Stark купить на будущий „походный“ сезон. Рассматривать будем варианты велосипедов для ПВД (Поход Выходного Дня) и «лайтового» туризма. Что бы избежать холиваров, хочу сразу предупредить, что весь дальнейший текст — моё мнение, основанное на личном опыте в данном вопросе. В этой статье я рассматриваю приобретение велосипеда в основном для ПВД, где подразумевается не очень большая нагрузка на байк. Итак, начнём с позиционирования. Нам нужен велосипед для того, что бы выбираться на 1-2 ночёвки в лесополосу с товарищами (ну или без), или поехать куда-нибудь на 5-10 дней по автомобильным дорогам, грунтовкам и тропинкам. Велосипед для таких целей нужен, с одной стороны, надёжный, с другой стороны, простой в эксплуатации и обслуживании, также нам нужна ремонтопригодность в походных условиях. Все перечисленное — это основа, от которой мы будем отталкиваться при выборе.


Финансовый вопрос тоже очень важен, не все могут позволить себе приобрести дорогой велосипед «топовой» модели, вроде Stark Surfer Marathon или Stark Krafter. Но не нужно расстраиваться, велосипеды такого уровня для туризма использовать нерационально! Большое количество скоростей и «топовое» оборудование — это, конечно, здорово, но не в данном случае. 27 или 30 скоростей Вам пригодятся на гонках, или если Вы просто любите погонять, ну или если Вы можете/хотите вкладывать большие суммы денег в регулярное обслуживание Вашего двухколёсного друга. Кассета на 9 скоростей, а уж тем более на 10, как и дорогие и тонкие цепочки — неприятно бьют по карману, особенно если вы катаетесь по 500-1000км в месяц. Да и настройка 9-10 скоростных «переключалок» более тонкая, а после падении на «переключалку» — она настраивается крайне плохо. Ещё не забудем про гидравлические тормоза, которые в походных условиях обслужить крайне сложно, а если не хватает навыка и инструмента — то вообще невозможно. Не буду продолжать тему, у всего есть свои плюсы и минусы, я не говорю, что хорошие гидродиски и SRAM X9/X0 — это плохо, просто это нужно для других целей. Ну, и двухподвесы мы рассматривать не будем. Есть, конечно, неплохие варианты двухподвесов, пригодных для туризма, но я бы не стал с ними связываться.
Так же не стоит совсем уж экономить, конечно, если приобрести велосипед уровня Stark Outpost/Indy или хотя бы Chaser/Temper, на них можно уехать достаточно далеко (если ехать аккуратно), но эти велосипеды все же начального или фитнес уровня, т.е. предназначены для катания по городу и паркам. Серьёзные нагрузки и большой рюкзак — не для данных велосипедов (позже расскажу почему)!
Как я подхожу к выбору велосипеда? Всё очень просто. По идеологическим соображениям, я рассматриваю велосипеды только на колёсах 26'', т.к. 28'' колеса, как правило, более хлипкие, а 29'' недостаточно распространены ещё в нашей стране. Так же при выборе я отталкиваюсь от того, что велосипед должен быть на кассете, но скоростей должно быть меньше 27! Все кросскантри велосипеды Stark с 21 скоростями и меньше точно выпускаются на трещотке. А все 24-хскоростные велосипеды выпускают на кассете. 24 скорости — это 2 типа переключателей, в стоковом комплекте — ALIVIO и ACERA.
Почему кассета, а не трещотка? На трещотке — это 5/6/7/18/21 скоростные велосипеды, задний переключатель Tourney или Altus, в случае с дешевыми велосипедами, ещё и рама будет просто сварная из алюминиевых труб. У меня приличный опыт катания на велосипедах такого уровня, так что очень коротенько про основные минусы. Втулка под трещотку имеет очень большое расстояние между втулкой и рамой (конструктивная особенность), и, как следствие, достаточно легко проминается под весом велосипедиста с туристическим рюкзаком (физика, такая физика). Дважды у меня ось гнулась под моим весом и весом груженного рюкзака — не очень приятная ситуация, особенно в походе.
Так же обращаем внимание на то, что Торней и Альтус – «переключалки» бюджетные. Торней достаточно сильно боится грязи, да и качество переключения обеспечивает не самое высокое. Альтус, конечно же, лучше, но я бы всё равно его проигнорировал. Велосипеды на этом оборудовании подойдут для фитнеса или катания по городу и паркам, но нагружать их я бы не советовал. Так что останавливаем выбор на переключалках ALIVIO или ACERA. Манетки отвечающие за переключение передач на Ацере и Аливио будут моноблоки Shimano EF-51 — эти манетки достаточно хороши в своём классе, переключение обеспечивают достаточно быстрое и чёткое, претензий к ним у меня нет.
Рама.
Теперь поговорим о раме. Моё мнение, что рама у современного кросскантрийного велосипеда должна быть алюминиевая, обязательно правильной геометрии! Что такое геометрия рамы рассказывать не буду, это материал для отдельной статьи. Если коротко, то при неправильной геометрии сама рама будет «мешать» ехать, т.е. либо вел становится валким и тяжелее будет им управлять, либо неповоротливый, и наката (инерции) у рамы может не быть. Самый распространённый сплав алюминия, используемого в рамах, это 6061, на нем и остановимся. Теперь обращаем внимание на технологии, которые были использованы при создании нашей рамы. Наличие гидроформирования и баттирования будет огромным плюсом! Stark радует хорошими рамами начиная с Чейзера и на всех моделях выше!
Тормоза.
А теперь холиварная тема — тормоза. Гидравлические диски я отметаю как класс, для туризма считаю их неприспособленными! Я ещё раз скажу, что не против гидравлики! Для гонок, покатушек и для души — всегда пожалуйста (мой основной вел на гидродисках), сейчас мы рассматриваем вел для туризма. Гидродиски исключили, что остаётся? Остаются вибрейки (ободные тормоза) и механические диски. Что лучше? Это очень сложный вопрос. В чём-то лучше ободные тормоза, в чём-то дисковые. Очень неоднозначно, будь моя воля, я бы ставил на туристические велосипеды спереди хороший мехадиск с ротером от 160мм, а сзади ободной тормоз, с возможностью переставить ободной тормоз на вилку в случае необходимости. Давайте разберёмся почему. Оба типа механических тормозов функционируют за счёт натяжения тросика, т.е. обслужить их в походе труда не составит. Ободные тормоза используют трение колодки по ободу, обод находится очень близко к земле (воде, песку, грязи, глине), в итоге торможение может не произойти совсем, если обод в чем-нибудь склизком или жирном. Хорошо настроенные ободные тормоза по сухому и чистому ободу тормозят лучше, чем мехадиски, тут уж физика, ничего не поделаешь. Мехадиски же во всех условиях тормозят практически одинаково, т.е. всегда будут обеспечивать нам стабильное торможение. Для туризма я бы советовал, всё же, брать механические дисковые тормоза.
Вилка.
Выбрать вилку непросто, как правило, в стоковом комплекте они посредственные, так что обращайте внимание в первую очередь на то, чтобы вилка была двуногая, т.е. пружины были симметрично расположены в обеих ногах, а не только в правой. Однопружинные вилки со временем начинают люфтить, и это не очень приятно. Так же не стоит брать вилку с большим ходом, больше 100мм лучше не брать для туризма. Можно рассмотреть к приобретению вилку отдельно, но тут решать лично Вам, что Вы хотите получить: жёсткую, надёжную, не требующую обслуживания ригидную вилку, или хорошую вилку с локаутом, чтобы была универсальность. Я, как правило, езжу на стоковых вилках, пока они не помрут, а за это время прихожу к решению, что именно на этот велосипед хочу поставить. Меня более чем устроила для туризма вилка, установленная на Тактике, для ПВД — её достаточно.
Рассмотрим готовые решения «туристических» велосипедов. Есть у Stark’а модели Holiday, Ibiza и Status. Последний велосипед — дорожный, его для ПВД использовать не рекомендую. Холидей и Ибица — вполне пригодны для ПВД: вилка вполне живучая, установлены отличный крылья, подседельный амортизатор и шикарное седло. Есть претензия только к багажнику, он не рассчитан на установку большого рюкзака-штанов, нет собачьей ноги — рюкзак будет затирать в колесо или сомнёт спицу крыла (у меня было так), правда я решил проблему при помощи деревянных реек и 4 пластиковых хомутов. Ободные тормоза, тоже, немного расстраивают, когда ездил на этом веле, старался в грязи и глины не заезжать, а по мокрому ободу тормозят сносно.
Выводы из всего вышесказанного будут следующие: для ПВД лучше всего рассматривать модели с механическими дисковыми тормозами Tactic, потом Router, так же можно рассмотреть Holiday, Ibiza, Tactic и Router с ободными тормозами.
Аксессуары.
С велом разобрались вроде, теперь поговорим об аксессуарах. Для туризма нам не обойтись без багажника, ну, конечно, можно ездить с рюкзаком на плечах, но если там более 20Кг, то удовольствия от этого мероприятия будет крайне немного. Багажник для туризма должен быть рассчитан на большую нагрузку и на установку рюкзака-штанов. По большей части подойдёт любой алюминиевый багажник с «собачьей ногой» (дополнительная дуга, чтобы рюкзак не попал в колесо). На многих написано ограничение веса в 20-25 кг, постоянно вожу на таких багажниках по 30-50 кг, ничего ни разу не случилось. Если есть много лишних денег, то лучше взять титановый багажник, на нём можно будет спокойно возить очень большие грузы. Так же, если у Вас велосипед с дисковыми тормозами, не советую экономить на приобретении специального багажника под дисковый тормоз. Можно, конечно, напихать много шайб, или втулку какую-нибудь, что бы вынести ногу багажника над машинкой дискового тормоза, но под нагрузкой такая конструкция может обломиться, в лучшем случае просто сломается болт, в худшем на скорости вся эта конструкция попадёт в спицы, тогда велосипед придётся тащить на себе. Ну, ещё можно отломать кусок рамы, в месте крепления багажника, что тоже неприятно.
Крылья ставить нужно, желательно полноразмерные, не обсуждается!
Катафоты и свет. Не злоупотребляйте мигалками, велосипедисты обвешенные мигалками, как новогодняя ёлка, сильно раздражают водителей. Лучше одна мигалка и большой широкий катафот на багажник, светоотражающие полосы на рюкзаке-штанах, ногах и на жилетке/куртке. А вот фару стоит взять хорошую, рассмотрите варианты 3 или 5 ваттных фонарей.
По туристическому снаряжению ничего не скажу, тут зависит от сезонности, сложности походов, наличие свободных денег и ещё множества нюансов. Лично я езжу в походы с дешевой 4местной палаткой, которую купил в гипермаркете по акции со скидкой 75%, да она тяжёлая, но на велосипеде это не критично. Спальник у меня, то же, из гипермаркета, тоже копеечный, на случай холодов есть второй подобный (беру оба). В общем, не вижу особого смысла покупать дорогое специализированное снаряжение для велотуризма. ИМХО, т.к. вес для нас не очень важен, и вести 20 или 30-35 кг — особо разницы нет.
На этом, пожалуй, всё. Надеюсь, статья была полезна.»

10 комментариев

avatar
вести 20 или 30-35 кг — особо разницы нет
улыбнуло :) Ровно до тех пор пока не приходится тащить эту радость на себе в гору.
Комментарий отредактирован 2013-12-25 18:59:31 пользователем hardcase
avatar
ну тут уже когда прожжешься туризмом, и натренируешь спину и плечи, вообще пофиг =)
avatar
вес в любом походе играет роль
понятное дело, что для альпинистов и горников идет счет на граммы, в велопоходах такого нет, но лично я предпочитаю, чтоб вес всеж не превышал килограмм 10-15 (хотя все зависит от длительности похода и его автономности), и все было упаковано в кофры. В затяжных горочках на подъемах вся поклажа тянет назад)) На спине должно быть вообще по-минимуму — гидратор и документы )
avatar
Согласен спину нужно разгружать максимум. Что касается веса, то тоже стоит минимизировать. Если же будут подъему, то с ним можно намучиться, а если равнина, то за счет инерции велосипед лучше катит (аки паровоз).
avatar
надо еще соорудить инструкции по перевозке шмота =) а то первый ПВД вспоминаю, как ехал туда и как ехал оттуда, — небо и земля, когда сначала палатка за спиной, а потом на руле =) и про перевозку на багажнике, вообще отдельная сага. deadtime как-то продавал фиговину, которая крепится и раскладывается, к моему нынешнему багажнику она не присоединяется.
Комментарий отредактирован 2013-12-27 10:44:40 пользователем gratefulrasta
avatar
На данный момент непонятен один аспект, чем гидравлика плоха в походах?
avatar
обслуживанием) механику проще настроить в походных условиях.
avatar
в плане шустрой настройки вибрейки короли =)
avatar
порвешь гидру и лососнешь тунца, а механику хоть веревочкой привязывай
avatar
да фигня все это, не слушай. Только идиот порвет случайно как-то гидру. А если упасть со скалы, то любые тормоза будут неремонтопригодны в пути. У гидры два настоящих минуса — это б0льшый вес относительно других типов и то, что при длительном спуске она может перегреться, что не страшно механике.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.