Следы Франции в Москве

В Москве есть места, напоминающие о её славном прошлом и сегодня посмотрим, какие следы оставило пребывание французов в этом городе.


Хрустально-стекольное предприятие Дютфуа, прибывшего в Москву вместе с Ралле, ныне арт-завод «Флакон»:


История хрустально-стекольного предприятия непосредственно связана с парфюмерной фабрикой Альфонса Ралле. В 1841 году в Москву приехали два французских купца — Альфонс Ралле и Жозеф Фредерик Дютфуа.
В 1843 году они основали парфюмерную фабрику «А. Ралле и Ко», ставшую первым полноценным парфюмерным производством в России: прежде неё существовали только «помадные заведения» и лаборатории при аптеках, выпускавшие спиртовые эссенции, косметические мази и кремы. Рост производства парфюмерии сделал целесообразным самостоятельное изготовление флаконов. В 1864 году Дюфтуа приобрёл у Рождественской церкви 2 гектара земли на Большой Панской улице в Бутырской слободе и к 1865 году построил на ней хрустально-стекольный завод по проекту инженера-архитектора Александра Никифорова. Помимо изготовления ёмкостей для товаров «Товарищества „А. Ралле и Ко“» завод наладил выпуск строительного, промышленного и аптекарского стекла, лампад и хрустальной посуды. Часть продукции сбывалась через магазины фирмы Дюфтуа, главный из которых открылся на углу Маросейки и Златоустинского переулка.
После Октябрьской революции 1917 года завод семьи Дюфтуа был национализирован, получил обозначение Хрустальный завод № 7, а затем имя в честь революционера и партийного деятеля Михаила Ивановича Калинина. Завод стал частью Государственного треста высшей парфюмерии жировой и костеобрабатывающей промышленности — советского предприятия, производившего разнообразную косметическую продукцию. Пострадавшие в годы переворота корпуса были возведены заново и потеряли архитектурную ценность. Фактически, производство на заводе возобновилось только к 1924 году. В 2005 году предприниматель Николай Матушевский, специализирующийся на скупке и редевелопменте территорий московских промышленных предприятий, выкупил завод у французских собственников. Предприниматель планировал полное перепрофилирование территории предприятия, снос сооружений и строительство делового центра, но отказался от проекта из-за начавшегося в 2008 году финансово-экономического кризиса. В 2009 году после вывоза устаревшего производственного оборудования, очистки территории и замены инженерных сетей в корпусах бывшего хрустального завода открылся торгово-офисный центр «Дизайн-завод „Флакон“.

Ну, а от Флакона и сама фабрика Ралле недалеко :-)

Как было сказано выше фабрика была открыта летом 1843 г. Тогда на производстве трудилось всего сорок рабочих, а мощность определялась одной-единственной паровой машиной. Сфера интересов нового фабриканта — дорогая косметика. Ее номенклатура включала духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру. Разработкой рецептуры занимались приглашенные из-за границы парфюмеры. Сырье доставлялось оттуда же, из Франции и Италии.

Маленькое производство разрослось к 1855 году до 22 строений в Теплом переулке, «Товарищества стеариновых свеч», мыловаренной фабрики и парфюмерного цеха. Продукция Ралле (духи, помада, пудра, мыло) быстро обрела популярность. В том же 1855 году компания добилась престижного звания поставщика Двора Его Императорского Величества.
Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии. Реклама гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «….более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю.» Любителям ароматов предлагались знаменитые «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий. В последних новостях можно было прочитать, что в продаже появился новый «божественный аромат». В 1856 году Ралле продал производство своим компаньонам – французам Бодрану и Бюжону – с условием, что фабрика всегда будет носить его имя. Образовался торговый дом, именуемый «Товарищество „А. Ралле и Ко“. В 1857 Ралле по причине болезни лёгких уехал во Францию, а в России фабрикой управлял директорат во главе с Эдуардом Бо. Эдуард Бо — русский француз, сын наполеоновского солдата Жана-Батиста Бо, попавшего в плен и осевшего в России, и ставшего затем артистом труппы Императорского театра в Санкт-Петербурге. В 1865 году в рамках проходившей в Москве выставки мануфактурных произведений на фабрике побывала экспертная комиссия. Тогда же фабрика была отнесена к первому разряду за обширное производство и отличные свойства товаров: помады, туалетного мыла, духов, туалетного уксуса. Компания развивалась и потребовалось основать новую фабрику. В 1899 году новое здание фабрики было построено в Бутырках по проекту академик-архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио. Предприятие было оборудовано по последнему слову тогдашней техники. Оно имело средства механизации, электричество, лифт, паровые машины, телефон. Основной корпус сохранился и до настоящего времени: в нем сейчас размещены мыловаренное и косметическое производства. Одновременно на юге России были заложены плантации для выращивания эфиромасличных культур и получения душистых веществ. Столь необходимое и дорогое сырье теперь не привозилось из-за границы, а выращивалось в России. С 80-х годов 19 века начинается выпуск модных цветочных одеколонов, которые принесли Товариществу огромные прибыли.


Но не пора ли от духов перейти к увеселениям?

Ресторан „Яр“:
«Яр» — название нескольких знаменитых ресторанов в Москве 19 — начала 20 века, но в историю вошёл только один: тот, что за Тверской заставой.

В канун 1826 года француз Транкий Яр (фр. Tranquille Yard, имя которого и носило заведение) открыл ресторан в доме Шавана на Кузнецком мосту. Газета «Московские ведомости» сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах»
В 1836 году «Яр» открылся в Петровском парке — в деревянном одноэтажном здании возле Петербургского шоссе (ныне Ленинградский проспект). В 1871 году хозяином ресторана стал московский купец Ф. И. Аксёнов. Владимир Гиляровский писал: «Яр содержал Аксенов, толстый бритый человек, весьма удачно прозванный „Апельсином“», «… рестораны загородные, из них лучшие — „Яр“ и „Стрельна“». Он же быстро повысил прибыли ресторана руководствуясь принципом „не можешь предотвратить безобразие — возглавь его“: дело в том, что купцы любили гулять в Яре на широкую ногу и творить всякую дичь, например, устраивать „Аквариум“, когда в рояль наливалось шампанское и в него запускали плавать консервированных сардин. Несмотря на то, что всё имущество Яра было застраховано, Аксёнов ввёл прейскурант на купеческие безобразия.
Именно Яр становится центром цыганского пения, в конце 19 — начале 20 веков в Яре работал цыганский хор Ильи Соколова, здесь пели знаменитые цыганские певицы — Олимпиада Николаевна Фёдорова (Пиша), а позднее — Варвара Васильевна Панина (Васильева). Здание ресторана неоднократно перестраивалось. В июле 1896 года «Яр» приобрёл бывший официант, выходец из крестьян Ярославской губернии Алексей Акимович Судаков. В 1910 году по его поручению архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн.
Ресторан стал очень популярным среди российской элиты. В числе посетителей «Яра» были Савва Морозов, Фёдор Плевако, Антон Чехов, Александр Куприн, Максим Горький, Фёдор Шаляпин, Леонид Андреев, Константин Бальмонт, а также Григорий Распутин. После Октябрьской революции ресторан закрыли. Алексей Судаков был арестован, впоследствии вернулся в родную деревню под Ярославлем. Некоторое время в период НЭПа в здании Яра ещё работал ресторан. Позднее здесь размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, с 1925 года — кинотехникум, с 1930 года — ВГИК. В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П. Н. Рагулиным, роспись потолка осуществлял художник П. Д. Корин. С конца 1930-х годов здесь размещался Центральный дом ГВФ (Клуб лётчиков), в годы Великой Отечественной войны — клуб ВВС.
В 1952 году здание было ещё раз перестроено архитекторами П. П. Штеллером, И. И. Ловейко и В. В. Лебедевым в стиле сталинского ампира, и в нём открылась гостиница «Советская» с одноимённым рестораном, В одном из залов ресторана теперь находится цыганский театр «Ромэн», а с 1998 года ресторан при гостинице вновь называется «Яром»; в здании восстановлены фрагменты интерьера ресторана 1910 года.

Кинофабрика братьев Пате:

в начале XX века за Белорусским вокзалом находилось московское отделение фирмы «Братья Пате» — компании, которая занималась изготовлением собственных фильмов и распространением в России зарубежных кинокартин. Именно фирма Пате превратила кино в России из аттракциона в элемент повседневной культурной жизни. С 1909 по 1913 год московский филиал выпустил около 50 игровых фильмов, в том числе с сюжетами на основе российской истории и культуры: «Пётр Великий», «Марфа-Посадница», «Княжна Тараканова», «Анна Каренина», «Ломоносов».
Так же фирма Пате усовершенствовала конструкцию граммофона, убрав для компактности и простоты перевозки раструб-резонатор внутрь корпуса и именно так мир увидел известный всем патефон и вполне себе опередила время, открыв прокат кинофильмов.
К 1910 г. под контролем представительства находилось до 70 % тогдашнего кинорынка в России, а в 1919 году на базе фабрики Пате было организовано производство первых советских грампластинок с записями речей В. И. Ленина.

Театр Шарля Омона:

Омон начал свою антрепризу на французской выставке 1891 года. Он открыл в Москве «парижский» кафешантан «с настоящим парижским канканом и самой изысканной парижской порнографией», дикий успех побудил его остаться в Москве.
В 1901 году Омон построил в саду «Аквариум» новое каменное здание театра «Буфф» специально для кафешантанных программ, взяв за образец парижские концертные театры. Для расчистки места под театр были снесены все павильоны бывшей электрической выставки на Садовой-Триумфальной улице. Обширное здание театра с открытой верандой и пристройками использовалось как для зимнего, так и для летнего сезона и было построено по проекту архитектора Модеста Дурнова. В этом самом известном своём проекте Дурнов собирался облицевать фасад бело-синим фарфором, а вход сделать в виде пасти дракона, поглощающего поток публики; однако первая идея не была исполнена из-за недостатка средств, а вторая — из-за запрета губернатора Москвы князя Голицына, который счёл идею безнравственной.


Вначале Омон полагался на французских звёзд, но вскоре добавил в программу российских артистов. Так, в 1897 году в «Аквариуме» выступали цыганский хор, русско-малороссийская капелла, хор Разумовской. В «Буффе» шли оперетты, фарсы, программа варьете. У Омона выступали частушечник П. Невский, юмористы-«оборванцы» Н. Монахов и П. Жуков, куплетисты А. Серполетти, С. Сарматов, танцовщица Н. В. Труханова, певица К. Ф. Невяровская. С художественной стороны театр был очень слабым; К. С. Станиславский назвал его «вертепом разврата»[9]. Характеристику репертуара Омона тогдашняя пресса давала так: «г. Омон … насадил в Москве роскошные злаки кафешантана и француженок, стоящих на сцене вверх ногами и в этих прекрасных позах распевающих игривые шансонетки». Газета «Русское слово» выступала со статьями «О безнравственной деятельности Омона», «О необходимости закрытия „очага безнравственности“ в Москве — театра Омона».
В московском театре Омона в 1902 году состоялась первая в России демонстрация нового аппарата «Биофонограф», сочетавшего возможности кинематографа и фонографа. Предшественник звукового кино, аппарат воспроизводил кинозапись сцены из театральной постановки «Проделок Скапена» Мольера, синхронно озвученную диалогами
После отъезда Омона из Москвы в 1907 году, театр «Буфф» продолжил существование; в 1912 г. его владельцем стал И. С. Зон, по профессии содержатель буфета; он перестроил здание, переименовал его в «театр Зон».
После революции 1920-х годах в здании на Триумфальной площади размещался Театр РСФСР, позднее театр имени Мейерхольда. В 1938 году на этом месте было построено новое здание театра, но в связи с его закрытием и арестом самого Мейерхольда, здание было передано Московской филармонии под Концертный зал имени П. И. Чайковского.


Московские бульвары:

Екатерина II (состояла, кстати, в переписке с Вольтером) в свое время посетила Москву и, увидев обшарпанную старую стену Белого города, выразила мнение, что Москве, мол, татаро-монгольские полчища уже давно не угрожают и сделали бы лучше себе вместо никому не нужной старой стены что-то типа французских boulevards.
Так слово и вошло в русский язык, а сами бульвары на месте стены разбили уже к началу XIX века. Первым бульваром Москвы стал Тверской бульвар. И хоть много времени много прошло, а все равно до сих пор от стены остались в названиях площадей напоминания о проездах в стене — Петровские ворота, Никитские ворота и т.д.

штаб Главного интенданта французской армии:

Во время наполеоновской оккупации Москвы в усадьбе гагариных на Поварской улице расположился штаб Главного интенданта армии, находившийся при нём будущий французский писатель Стендаль (Мари-Анри Бейль) отозвался о здании:
«В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться». не удивлюсь, если окажется, что клуб сей понравился Стендалю из-за своего винного погреба, оставшегося после эвакуации хозяев усадьбы из Москвы.

Фабрика „Брокар и Ко“

В 1861 г. 24-летний Анри Брокар приехал в Москву, стал называться Генрихом Афанасьевичем и получил место инженера на одном из производств. Зная секреты производства французской парфюмерной воды и работая лаборантом, Брокар усовершенствовал процесс создания концентрированных духов. Он продал это открытие французской фирме “Рур Бертран” за 25 тыс. франков, именно эти деньги помогли ему начать собственное дело, Брокар столкнулся с трудностями при регистрации своего дела, в итоге предприятие было отнесено к фельдшерскому цеху. первым делом Брокар стал выпускать мыло для детей с изображением букв русского алфавита. Этот ход помог фирме выделиться и стать известной, затем появилось фигурное мыло с необычными для того времени названиями: мыло «Шар», мыло «Огурец», также были придуманы такие сорта мыла, как «Янтарное», «Медовое», «Розовое», «Греческое» (оно было одним из самых дорогих), они были популярны среди наиболее богатой и требовательной публики. Особой популярностью пользовалось «Народное» мыло — оно продавалось всего по 1 копейке за кусок, в то время как цены у конкурентов были выше в 30 раз. На Московской выставке русских производств в 1865 году «Народное» мыло удостоилось серебряной награды.
В дополнение к «Народному» мылу Брокар скоро начал производить «Народные» помаду и пудру. Теперь крестьянин на ярмарке мог купить жене и дочерям в качестве гостинца целый набор косметических средств за 3 копейки: нарядную коробку с пудрой, помадой и куском мыла.
Популярность мыла Брокара была так велика, что в 1866 году Брокар перебрался из бывшей конюшни на Зубовский бульвар, а потом на Пресню. А в 1869 году за Серпуховской заставой Брокар построил фабрику, где начал производство косметической и парфюмерной продукции. Из-за того, что в продаже стали появляться подделки, Брокар при поддержке Департамента торговли и Министерства финансов стал наклеивать на свою продукцию специальную наклейку.
В 1871 году партнером Брокара стал купец Василий Герман, родом из Саксонии. Вдвоем они основали «Торговый дом Брокар и Ко», который стал по-настоящему знаменитым. Первый фирменный магазин открылся в 1872 году на Никольской улице, в нём продавались как дешёвые, так и элитные изделия.
Летом 1873 года фирму посетила великая княгиня Мария Александровна, дочь императора Александра II и жена английского герцога Эдинбургского. Ей был подарен букет восковых цветов, ароматизированных разными парфюмами. Это произвело должное впечатление на княгиню, и Брокар ему разрешили писать на своих товарах: «Поставщик двора её императорского высочества великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской», а впоследствии его продукция стала поставляться к испанскому королевскому двору.
Генрих Афанасьевич Брокар умер в 1900 г. «Товарищество Брокар и Ко» стало принадлежать его вдове Шарлотте Андреевне, которая создала музей Г. А. Брокара, а в 1901 году выпустила брошюру «Памяти Г. А. Брокара». До революции дело Брокара продолжали его сыновья. К 1913 году компания получила высший в России титул «поставщика двора его Императорского величества». К празднованию трёхсотлетия дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом. В 1914 году фирма Брокара отмечала пятидесятилетний юбилей, а три года спустя, в 1917 после национализации она получила новое название — Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5. Фабрика носила это название до 1922 г., пока главный парфюмер Брокара не предложил назвать её «Новая Заря», а духи «Букет Императрицы» получили новое название «Красная Москва», под которым они выпускаются и сейчас.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.